Несмотря на то, что российский рынок труда во многом вернулся к докризисным показателям, он все равно уже не тот. Это касается и уровня заработных плат, и возможностей трудоустройства, и способов поиска работы. Особенно кандидаты преуспели в последнем, и сейчас они активно используют все наиболее доступные варианты.
Причины поиска
Кризис как будто миновал — и соискатели хотят лучшей жизни. Сейчас большая часть из тех, кто обладает достаточно высоким профессиональным потенциалом, готова к смене работы.
Что их не устраивает? Многое. Но главными причинами желания сменить место работы по-прежнему остаются отсутствие перспектив профессионального развития и неудовлетворенность оплатой труда. Эти факторы неизменно занимают первые позиции, так как именно их называют около 40% кандидатов. К перемене мест подталкивает и выполнение неинтересных задач и функций. Если проще — неинтересная, нудная работа, на которую и ходить-то не хочется.
Кроме них, большое значение для принятия решения об увольнении имеют еще два важных критерия. Первый — нестабильное положение компании на рынке. Если сотрудник видит, что кризис в отрасли уже завершился, конкуренты быстро пошли в рост, а его предприятие по-прежнему лихорадит — почему бы не поискать лучшей доли? Второй — отсутствие перспектив построения карьеры. В два предыдущих года многие предпочитали «пересидеть» неурядицы. Но сейчас, когда появились реальные возможности роста, их тактика изменилась. И если грамотный специалист видит, что строить карьеру ему легче в другой организации — он быстро принимает решение о смене работы.
Выбор меньше, но есть
Статистика утверждает, что пока количество вакансий в целом по экономике Петербурга не достигло докризисных показателей. Однако в некоторых отраслях (профессиях, специализациях) свободных рабочих мест даже больше, чем было до лета 2008 года.
Что из этого следует? Выбор у кандидатов расширяется. В настоящее время в северной столице можно найти место практически по любой специальности. Включая даже те, которые больше всего пострадали. Поэтому около двух третей соискателей отмечают, что при поиске работы рассматривают 2–3 предложения. Причем речь идет не о «мыльных пузырях», а о вполне реальных вариантах смены места работы. Что автоматически означает рост конкуренции за хорошего специалиста.
Исследования показывают, что рынок труда в этом отношении заметно изменился. Так, если в 2007 году более 5 предложений рассматривал практически каждый четвертый соискатель, то в 2010 году таких популярных среди работодателей кандидатов оказалось лишь 6%. А вот количество тех, кому поступает всего одно предложение, за последние 3 года возросло более чем в 3,5 раза (с 6 до 21%).
«Рыбные» места
При поиске работы доминирует Интернет: львиная доля кандидатов уже отказалась от услуг традиционных СМИ и предпочитает ловить вакансии сетью.
И если еще 2–3 года назад такой способ поиска работы предпочитали только специалисты и управленцы, сейчас его активно используют все, включая даже неквалифицированных рабочих. Единственным «старым» вариантом нахождения вакансии, сохранившим свою прежнюю значимость, остаются рекомендации знакомых. Причем особенно он популярен в сфере госслужбы и в крупных компаниях, где все еще принято «приводить» на работу «своих» людей. Но даже в этой тенденции есть исключения: недавно в открытом доступе через Интернет была размещена вакансия министра в правительстве одной из российский областей.
Что касается коммерческих структур, то они уже давно перешли на электронный формат размещения информации о свободных рабочих местах. Вакансии топ-менеджеров банков и ведущих компаний с уровнем зарплаты в 1–1,5 млн рублей в месяц, помещенные на их сайтах — уже не редкость.
Характерно и то, что постепенно растет и количество соискателей, прибегающих к услугам посредников. Если еще 2–3 года назад число кандидатов, предпочитающих пользоваться сервисом рекрутинговых компаний, редко превышало 15–20%, то теперь оно возросло в 1,5–2 раза. Объясняется это тем, что многие квалифицированные специалисты понимают, что подчас выгоднее использовать этот ресурс, чем от него отказываться.
Вместе с тем основным правилом для кандидата остается необходимость применения сразу многих способов поиска работы. Поэтому даже не слишком популярные в этом отношении «бумажные» СМИ, социальные сети и служба занятости тоже в ходу. Ведь может удачно «выстрелить» любой из вариантов, пусть далеко не самый популярный.
И если соискатели меняют повадки, то и работодатель должен следовать их примеру. Поэтому «силки» на перспективного кандидата должны быть грамотно расставлены везде, где он может появиться…
МНЕНИЯ
Юлия Сахарова,
директор петербургского филиала портала HeadHunter
— «Работные» газеты и биржи труда постепенно проигрывают интернет-ресурсам не только в актуальности и оперативности обновления информации, но и в объеме вакансий. Крупнейшие сайты, посвященные поиску работы и персонала, лидируют по объему, а главное — качеству предложений. Если недавно это лидерство основывалась на предложениях для среднего и высшего звена, то теперь интернет-ресурсы не уступают им даже по количеству вакансий для рабочих.
Cветлана Катаева,
управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting
— Что касается поиска работы на позиции руководителей высшего и среднего звена, то можно однозначно сказать, что на смену бумажным СМИ полностью пришел интернет. Причина — удобство и доступность интернета и значительное увеличение числа его пользователей за последние несколько лет. Есть большое количество специализированных «работных» сайтов с возможностью размещения резюме и быстрого поиска вакансий. Кроме этого возможен поиск работы через социальные сети — это намного быстрее, эффективнее и дешевле, чем покупать газеты.
Елена Колкова,
директор филиала компании Staffwell в Петербурге
— Биржи труда и печатные СМИ значительно проигрывают Интернету в скорости предоставления услуг. От кандидатов часто приходится слышать, что, прочитав объявление и позвонив работодателю, можно услышать: «Интересующая вас вакансия уже закрыта». Кандидатам проще и быстрее найти вакансию в открытых интернет-источниках, а компаниям невыгодно размещать объявления в бумажных СМИ, так как нет достаточного отклика со стороны кандидатов.
Юрий Курашов,
старший рекрутер агентства «1000 кадров»
— Печатные СМИ продолжают пользоваться большой популярностью среди соискателей на определенные позиции базового уровня. «Синие воротнички» по-прежнему ищут работу через газеты, хотя в последнее время и они начали «перебираться» в Интернет. С его развитием количество людей, ищущих работу на специализированных сайтах, растет. Если говорить в целом, большинство людей по-прежнему начинает искать работу через знакомых или родственников, и только потом выходит на внешний рынок.