Федеральная власть, конечно, хотела бы иметь здесь привлекательный фасад и не оголенные от населения земли. Однако этому мешают несовершенство законодательной базы и многочисленные административные барьеры. Инвесторы, в том числе иностранные, до сих пор пробиваются сюда с трудом. Чтобы, например, запустить небольшое совместное предприятие на Псковщине, предпринимателю из Латвии или Эстонии нужно ожидать целый год.
В июле 2010 года Госдума РФ ратифицировала наконец ряд соглашений между Россией и ЕС о финансировании и реализации программ приграничного сотрудничества. В их число вошла и программа «Эстония — Латвия — Россия».
Ратификация позволила активизировать контакты на региональном уровне. Одним из промежуточных итогов этих контактов стал межведомственный меморандум о взаимопонимании в области межрегионального и приграничного сотрудничества. Его подписали в феврале 2011-го министр регионального развития РФ Виктор Басаргин и министр по региональным вопросам Эстонской Республики Сийм-Вальмар Кийслер.
Согласно меморандуму основными точками сотрудничества в ближайшей перспективе на приграничных территориях Псковской и Ленинградской областей станут развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, туризма при участии малого и среднего бизнеса. Причем с непременным созданием новых рабочих мест и комфортной среды проживания.
Последнее было подчеркнуто министрами особо. «Важно, чтобы люди, проживающие на приграничных территориях, были довольны своим краем и не стремились его покинуть», — сказал Сийм-Вальмар Кийслер. «Чтобы не было оттока населения с этих территорий, а наоборот, мы могли обеспечить его приток», — поддержал коллегу Виктор Басаргин.
Меморандум предусматривает реализацию ряда довольно масштабных проектов. В их числе — реконструкция многостороннего автомобильного пункта пропуска Нарва-Ивангород, включая пешеходный пункт пропуска Ивангород «Парусинка». Сам Нарвско-Ивангородский приграничный ансамбль крепостей стороны намерены развивать как единый культурный и туристический объект, а главное — вложиться в его реконструкцию.
С максимальным приближением к европейским стандартам будут благоустроены обширные территории вокруг Печерского монастыря. Там проложат даже велосипедные дорожки.
Появилась наконец надежда на восстановление практически потерянной в постсоветские годы транспортной инфраструктуры на Чудском озере. Речь идет о строительстве малых портов и возобновлении водного сообщения. Впрочем, как выразился Виктор Басаргин, это «будет нашим следующим шагом по реализации инвестиционных проектов». |