Вологжане шокированы этим обстоятельством. Картофель в области называют «вторым хлебом». В период кризиса, когда доходы экономически активного населения опустились до критической черты в 10 тысяч рублей, вологжане резко снизили потребление красного, а затем и белого мяса, положив в основу своего рациона главным образом овощи и рыбу. Нынче положение принципиально не изменилось.
Вологодские власти, конечно, ростом дороговизны озабочены. Но пути решения проблемы видят в традиционном ракурсе — в регулировании розничной наценки. Причем эта точка зрения едва ли не полностью совпадает с позицией федеральных властей. Во всяком случае, сейчас обсуждается поправка в закон «О торговле», которая предоставит право регулирования цен региональным властям, если за месяц цены вырастут на 40 процентов.
Похоже, что в центре не очень хорошо знают положение на местах. Не менее 98 % картофеля, реализуемого в торговой сети, выращивается в области на личных подворьях и дачах. Еще со времен «великой депрессии» середины девяностых картофель стал важнейшим источником выживания жителей области, занимавшихся оптовой поставкой «второго хлеба» в розничную сеть. Были созданы даже кооперативы, которые успешно взаимодействовали по части выравнивания цен.
То же и по части рыбы. В Вашкинском районе, на берегу Белого озера, образовались подобные кооперативы, занимавшиеся выловом и поставкой судака в торговлю и рестораны основных городов области, Вологды и Череповца. Этот бизнес местные остряки называли «лыбной ровлей». Кооперативы крепко утирали носы предприятиям по вылову рыбы, а их работники имели солидную прибавку к жалким грошам, получаемым в сельхозпредприятиях, где официально трудились.
Эти «артели» просуществовали до сих пор, а кризис дал дополнительный стимул для их укрепления. Естественно, они индексировали оптовые цены по мере роста цен на энергоносители, что и привело к нынешнему вологодскому удорожанию. И не надо быть провидцем, чтобы спрогнозировать последствия регулирования цен, которое начнется с принятием поправок в закон «О торговле». И опт и розница потеряют стимулы торговать этим товаром. Объемы продаж будут сокращаться, и это может обернуться дефицитом продуктов. |