Вначале XX века популярность Братца Иоанна была сопоставима с популярностью знаменитых его современников: Иоанна Кронштадтского, Льва Толстого, Григория Распутина и самого Николая II. Известный в то время писатель и священник, депутат Думы Г.С. Петров окрестил Чурикова «апостолом трезвости». Уже в дореволюционной России последователи Братца исчислялись сотнями тысяч.
ВЫРИЦА Очень важной вехой биографии Ивана Чурикова стал вырицкий период жизни. Именно там, в Рождественской волости Царскосельского уезда, им, с легкой руки Петра Столыпина, создается в 1905 году образцово-показательная колония трезвенников, преобразованная после революции в сельскохозяйственную религиозную коммуну «Б.И.Ч.». И это не было ни данью новому времени, ни пресмыкательством перед рабоче-крестьянской властью. Идея создания Коммуны родилась задолго до 1918 года, но тогда по понятным причинам она не была осуществима.
ЛЕНИН Важную роль сыграл в этой истории вождь пролетариата, произнесший очень судьбоносную для Братца фразу: «Мы Чурикову дадим свободу, чтобы он помог отрезвить русского мужичка»,… «потому что с каплей алкоголизма не построишь социализма». Эта фраза становится своего рода «охранной грамотой» на ближайшие, по словам Братца, «десять самых спокойных лет», «и это притом, что власть безбожная».
«ВОРОТНИК ЭКОНОМИИ» То, что было сделано коммунарами в Вырице за это десятилетие, удивляло и продолжает удивлять доныне. Первое время, естественно, было нелегко. Господь испытывал неурожаями. Но трезвенники ходили на мельницу, сметали в пекарнях мучную пыль, собирали отруби в мешки, скупали заплесневелые баранки. Такая их предприимчивость вызывала даже некоторую зависть окружающих поселенцев. И еще был колоссальный труд при разработке Долины Братца — земли, выделенной коммуне.
КОММУНИСТЫ Состав Коммуны разнороден: это и служащие, и бывшая дворянка, и монахиня, и даже оперная певица… Немало рабочих, в основном, квалифицированные. Но большинство коммунаров, конечно же, из крестьян. Из Псковской, Тверской, Витебской и других губерний. По состоянию на 1928 год, в Коммуне проживало 239 человек, из них детей — 37, подростков — 18, членов Коммуны — 184, трудоспособных — 153. Многие трезвенники с дореволюционным стажем. Очень много помогали городские, которых Братец тоже называл коммунистами.
ОБЩИЙ СТОЛ Начинали, естественно, трудно, с нехватки всего. Не было сахара, ни капли масла. И, тем не менее, хлеба, выпекаемого в первое время с примесью картофеля, проса и капусты было всегда достаточно для того, чтобы не делить его по выдаче. Однако с каждым годом жизнь в коммуне улучшалась. Когда в хозяйстве стало девяносто дойных коров и шестьдесят ульев, тогда уже и чай пили с молоком и медом, и хлеб выпекали из чистой муки, заварной, вкусный, ароматный. Щи стали готовить с грибами из головизны хороших рыб. Каша пшенная, масляная.
МИР С ЖИВОТНЫМИ В 1921 году трезвенники пишут в межведомственную комиссию с просьбой о сложении с коммуны разверстки по скоту, поскольку коммуна, «не употребляя вообще мяса в пищу, преследует только одну цель — размножение скотоводства». «Много скота — много удобрений, а удобренная земля дает обильный урожай, много скота — много молочных продуктов, кроме того, много воловой силы, которая необходима в данное безлошадное время».
ТРАКТОР Залогом преуспевания коммуны стало великолепно отлаженное сельскохозяйственное дело. Первые годы, правда, пахали на волах. И это был первый случай их массового разведения в условиях Севера. Но в 1921 году, когда коммуна получает в своераспоряжение «Гарь», большой участок выгоревшей земли близ Михайловки, прозванной впоследствии Долиной Братца, ей удается приобрести брошенный в болоте трофейный английский трактор «Холт». После его ремонта коммунары в несколько раз увеличивают размеры посевных площадей и добиваются невиданных доселе, «американских» урожаев. И это едва ли не первый случай применения трактора на селе в Советской России.
НА ДОЛИНЕ Осенью 1922 года Братец производит первую закладку силоса, и это тоже оказывается новшеством. Как-то, прочтя небольшую заметку о планах по осушению болот, он резюмирует: «Люди еще только собираются работать, а мы уже давно работаем, не получая ниоткуда помощи».
«Дорогой Братец, комары в обеденный перерыв заедают» — пожаловалась Чурикову одна коммунарка. На следующий день, проходя мимо канав, она заметила, что все их склоны сплошь устланы погибшими комарами. «Ты же просила за людей, что комары заедают, — сказал Братец. — Просьбу за людей Бог слышит и исполняет».
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Регулярные победы на выставках, удивительная техническая сметка руководителя коммуны, «американские» урожаи Долины Братца (304 га), выгоревшая земля и безтравье которой удручало трудолюбивых финских поселенцев, отказавшихся от этих угодий до прихода коммунаров — все это наводило окружающих на размышления.
Однажды приехавшие в Вырицу представители спросили Братца: «Во что же это все выльется, если вы так проработаете еще десять лет?»
«А, вот, во что, — ответил Братец. — В коммуне будет работать десять тысяч человек, и они будут кормить пол-Ленинграда».
ДЕЛО СДЕЛАНО Но ситуация в государстве менялась… «Вырицкий Христос» — писала, ерничая, атеистическая пропаганда, хотя официальная церковь еще в царское время добилась почти полного отлучения Братца от церкви. В 1929 году коммуна становится совхозом «Красный семеновод». Многие коммунары сосланы. В начале 1930-х сгинул в тюрьмах ГПУ и сам Иван Чуриков.