В ближайшие годы автопром России ожидают крупные сокращения: в целом количество занятых на сборочных и вспомогательных производствах будет сокращено в 4–5 раз.
В этой отрасли экономики России работают более 3,6 млн человек (только на конвейерах — около 600 тыс.). При этом из-за низкой автоматизации и неудовлетворительной организации труда наша автомобильная промышленность (имеются в виду отечественные заводы типа ВАЗа и ГАЗа) отстает по производительности труда от лидеров рынка не менее чем в 2–3 раза.
Модернизация отрасли в соответствии с принятой в прошлом году Стратегией развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 года приведет к сокращению кадров, непосредственно занятых в автопроме (без учета вспомогательных производств и сферы обслуживания), до 400 тыс. человек. Однако надеяться на то, что занятые в «нашем» автопроме кадры плавно «перетекут» на новые предприятия (сборочные производства международных брэндов испытывают нехватку персонала) не стоит — они им не нужны. Объяснение простое: уровень их квалификации уже не соответствует современным требованиям. Да и массово перевезти сотни сборщиков с берегов Волги в Петербург или Калугу чересчур накладно — выгоднее подготовить персонал на местах.
Действующие отечественные предприятия автопрома тоже жалуются на дефицит кадров. «С молодыми инженерно-конструкторскими кадрами беда, — сетует директор департамента «КАМАЗа» Олег Афанасьев. — Вузы не готовят конструкторов-проектировщиков нужного качества. Да и с рабочими, способными трудиться по современным технологиям, тоже проблема». Однако ее корень скорее заключен в характере труда и уровне его оплаты: молодых людей, готовых трудиться на заводе за зарплату в 18 тыс. рублей в месяц, находится немного.
Вместе с тем петербургские предприятия автопрома особого дефицита персонала (в том числе и рабочих) пока не ощущают: благодаря хорошим условиям труда они легко переманивают нужных им специалистов с многочисленных машиностроительных заводов города, за несколько месяцев обучая их всем необходимым навыкам. |