С 1 января 2011 года в России стартовала реформа института обязательного медицинского страхования (ОМС), обеспечивающего финансирование бесплатной врачебной помощи.
В чем состоит суть перемен? Прежде страховые компании выбирались работодателем, поэтому и полисы, соответственно, надо было менять при смене работы. Кроме того, полис фактически «привязывался» к конкретным районным поликлиникам. И хотя формально у наемных работников право подать заявление о выборе страховщика было и прежде, фактически реализовать его не удавалось.
В соответствии с изменениями в законодательстве, с 1 января работодатель уже не будет участвовать в организации медицинского обслуживания сотрудников. Работник получает право самостоятельно выбирать страховую компанию и напрямую получать в ней полис ОМС. Ежегодно, подав заявление до 1 ноября, можно будет сменить страховую организацию. Гарантировать качество предоставляемых медицинских услуг должны специальные стандарты. Кроме того, страховые компании обязаны будут защищать интересы пациентов — им делегируется право налагать штрафы на недобросовестные учреждения здравоохранения.
Вместе с тем реальную возможность получить полис единого образца напрямую у поставщика услуг россияне получат лишь с мая 2011 года. До тех пор, пока они не переоформят полисы (в перспективе такие документы, как и многие другие, станут электронными), все ранее выданные сохраняют свою силу.
Как считают эксперты, у новинки есть безусловные преимущества. Их, по крайней мере, два. Первое, уверен начальник отдела по работе с гражданами Территориального Фонда ОМС Петербурга Геннадий Лопатенков, состоит в том, что люди смогут «ногами голосовать за ту или иную компанию, и это неминуемо приведет к усилению конкуренции и повышению качества услуг на рынке». А второе – реальное воплощение принципа доступности помощи в рамках ОМС вне зависимости от места регистрации обладателя полиса. По новому закону, медицинская помощь должна будет оказываться ему (независимо от регистрации) в любом регионе страны. |