В конце этого года Россия выходит на финишную прямую подготовки к выборам в Думу, а также президентским выборам. Слухи в связи с этими событиями пророчат два важных момента. Первое: премьер министр Владимир Путин вернет себе пост президента, который ему пришлось оставить в 2008 году в соответствии с требованиями конституции. Второе: «тандем» Путина и нынешнего президента Дмитрия Медведева, бывшего главы администрации Путина, дал трещину, и рано или поздно между этими персонажами произойдет открытый разрыв.
Время покажет, прав я или ошибаюсь; но мне представляется, что в данном случае здравый смысл приводит к ошибочным заключениям: Путин не вернется в кресло президента в 2012 году, а слухи о надвигающемся разрыве между Путиным и Медведевым сильно преувеличены.
Те, кто полагает, что Путин жаждет вернуться к должности президента, явно упускают из виду критический сдвиг, произошедший в последние два года в структуре российской власти: кабинет премьер-министра больше не играет подчиненной роли. Верно, что при администрации Ельцина и Путина премьер министр четко подчинялся президенту. Однако после того, как в 2008 году Путин стал премьер-министром, он, опираясь на консультации с общественностью, неофициально переопределил и изменил распределение сил в этих отношениях, заявив: «Президент является гарантом конституции и устанавливает основные направления внутренней и внешней политики. Однако осуществление высшей исполнительной власти в стране возложено на правительство…».
Кроме того, Медведев больше не имеет того преимущества во власти по сравнению с премьер-министром, какое было у прежних российских президентов. Путин стал первым постсоветским российским премьер-министром, непосредственно контролирующим политическую партию — «Единую Россию», которой принадлежит большинство мест в Думе, в отличие от прежних премьер-министров, полностью зависимых от благорасположения президента и не имевших никакой реальной политической опоры своей власти. Поэтому, хотя Медведеву по-прежнему, согласно Конституции, имеет право уволить премьер-министра, Путин, в свою очередь, ныне контролирует подавляющее большинство в Думе, которая может вынести импичмент президенту или изменить конституцию. Некоторым образом это делает нынешнее положение Путина даже более надежным, особенно потому, что срок пребывания его на нынешнем посту не ограничен конституцией. А если он пожелает или сочтет необходимым получить некоторые новые формальные полномочия, ныне на него не возложенные, он легко сможет поправить ситуацию.
Переструктурирование российской формы правления породило реально двуединую систему, при которой достижение соглашения между премьер-министром и президентом по важным вопросам необходимо, чтобы политика могла двигаться вперед. Это означает, что оба нынешних руководителя размывают конституционное разделение ролей своих кабинетов.
Никто не пытается оспорить тот факт, что между ними существовали и будут существовать определенные разногласия в области политики и в том, как политическая и экономическая система России должна развиваться в ближайшие годы. Путин выступает за приоритет стабильности над изменениями, и его инстинктивные предпочтения, вероятно, лишь усилились в результате бесчисленных кризисов, потрясавших Россию в 2008 и начале 2009 года — ударов, по мнению внутренних и международных наблюдателей, обладавших достаточной силой, чтобы разрушить статус-кво. Однако эта пара, похоже, разделяет фундаментальный взгляд на то, каким должно быть будущее России. Более того, Путин признает, что в перспективе долговечность созданной им системы потребует расширения «политической основы тандемократии», а это означает осуществление некоторых компонентов медведевской программы реформ. Никто не хочет прийти к застою брежневской эпохи, но никто и не стремится выпустить на свободу неконтролируемые силы, как это сделал Горбачев.
ИноСМИ.ru, публикуется с сокращениями |