Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

„Медведев пришел не в ту эпоху“<br> <i>Станислав Белковский</i> - ЭиВ N 1 (791)
ТЕМА НОМЕРА
Медведев или Путин
„Медведев пришел не в ту эпоху“
Станислав Белковский
No. 1 (791) 17.01.2011
Беседовал Дмитрий Пановкин, ИА «Росбалт»
В последнем номере 2010 года «ЭВ» представила своим читателям точку зрения индийского издания «Buziness Standard» о перспективах правящего российского тандема на президентских выборах 2012 года (см. «Медведев или Путин?», «ЭВ», №790, 27.12.2010). Продолжая эту тему, редакция решила познакомить читателей с оценками известного политолога, президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, высказанными им в интервью информационному агетству «Росбалт»
ССЫЛКА: «Медведев или Путин?», «ЭВ», №790, 27.12.2010

— Насколько, по вашему мнению, эффективной была деятельность российского президента в 2010 году, каких успехов он добился?

— На мой взгляд, самое главное, чего удалось добиться Дмитрию Медведеву в ушедшем году — это подтвердить свои притязания на второй президентский срок. Уже очевидно, что Медведев не собирается уходить от власти и что у него есть достаточно веские моральные, политические и, если угодно, эстетические основания для того, чтобы наследовать самому себе. Кроме того, стало окончательно ясно, что большую часть элит такое стремление нынешнего главы государства устраивает. Но не в силу хорошего отношения к персоне нынешнего президента, а в силу того, что он олицетворяет важнейшую на сегодня задачу российских элит — легализацию на Западе.


— Что вы имели в виду, говоря об «эстетических основаниях»?

— Ну все-таки эпоха айпада, айфона, компьютеров, новых видов связи, системы глобальных коммуникаций, а самое главное — эпоха интеграции российских элит в систему глобальных коммуникаций — интеграции не только технологической, но и ментальной, требует такого типа лидера, как Медведев — то есть такого «умного парня из нового поколения», а не «старого советского чекиста».

В остальном, я бы сказал, Медведев больших успехов не добился. Заявленная модернизация пока не приобрела реальных очертаний: отсутствует как концепция, так и план реализации этой концепции. Медведев не смог стать источником страха и священного трепета, каким был на посту президента его предшественник для элит разного уровня, как региональных, так и федеральных. То есть Медведева не боятся, а для «русского царя» это всегда очень плохо, потому что от отсутствия страха до неповиновения, по крайней мере — в истории России, — один шаг.

Кроме того, Медведеву не удалось показать, что он стал имиджевой альтернативой Путину. Он то пытался играть в «нише Путина», то пытался радикально отличаться от него, но ни в том, ни в другом случае в имиджевом плане он не был столь же убедителен, как его предшественник. Поэтому, с практической точки зрения, у Медведева пока еще все впереди. Позади — почти ничего.


— Почему же элиты демонстрируют, как вы сказали, «отсутствие страха» и снисходительное отношение к нынешнему президенту, если они в нем заинтересованы?

— Это проблема не только Медведева, а проблема перестроечных тенденций в обществе. Типичный синдром «позднего Горбачева», когда можно грозить пальцем, стучать кулаком по столу, делать страшное лицо и обещать страшные оргвыводы, а серьезно все равно никто не воспринимает. Когда становится понятно, что действующая политико-экономическая система страны неэффективна, всегда лидеры этой системы перестают восприниматься более-менее серьезно.

Например, в конце восьмидесятых годов стало понятно, что политическая система совершенно неэффективна. Очевидно было, что та система способна запустить человека в космос, сделать атомную бомбу, но вот, условно сказать, накормить гражданина колбасой — не в состоянии. То же самое происходит и сегодня: нынешняя система в состоянии, хотя и не каждого, накормить колбасой, но, вместе с тем, она построена на тотальной, всеобъемлющей коррупции. Когда в экономике размер коррупционного отката начинает превышать пятьдесят процентов, любой страх исчезает, а чувство уважения граждан к государству начинает заменяться совершенно другими чувствами.

Да, справедливости ради нужно сказать, что Медведев соответствует атмосфере эпохи модернизации, общественной атмосфере. Но если Путину просто верили, когда он в 2000 году пришел во власть, верили его словам, то Медведев пришел во власть в то время, когда словам лидеров уже не очень верят. Возникло разочарование в его предшественнике, и это разочарование проецируется и на нынешнего президента.

Хотя, если анализировать ситуацию, Медведев принял больше радикальных решений, чем Путин: начиная от признания Абхазии и Южной Осетии, заканчивая увольнением Лужкова. Но примечательно, что перед каждым радикальным президентским решением общество как бы говорило: «Ну, вот сейчас Медведев или покажет, что он президент, или покажет, что он тряпка и фуфло». Медведев принимал решение, которое должно было бы восприниматься обществом как решение настоящего твердого государственного руководителя, но общественные ожидания тут же «обнулялись» и общество снова начинало ожидать следующего решения, чтобы узнать, наконец, «кто управляет страной».


— Почему же так происходит?

— Да потому что изменилась общественная атмосфера. Помимо того, что Медведев не вполне соответствует «классическому» представлению российского народа о президенте (в целом все эти игры в Твиттере только разочаровывают население), в политическом пространстве существует Путин. А с точки зрения российской традиции, нет ничего хуже, чем наличие двух «царей» при недостаточном понимании того, который из них «царь» настоящий. Ну и повторю, в российском обществе доминирует настроение общего разочарования.

В этом смысле Медведеву не повезло. Он пришел во власть не в «эпоху ожидания», а в «эпоху разочарования». И что бы он ни сделал, доля общественного разочарования ему достается.


— Нет ли опасности, что в будущем разочарование достигнет какой-то критической точки?

— Есть, конечно. Мы уже наблюдали похожую ситуацию в конце восьмидесятых годов в Советском Союзе. Вовсе не исключено, что это повторится.


— Как вы полагаете, что ожидает российское общество от своего президента в 2011 году?

— Я уже говорил, что общество в целом от Медведева ничего не ждет. Любое его решение будет принято без восторга, как должное. Определенная часть элит ожидает новых «модернизационных» решений, связанных как с политическими, так и с экономическими реформами. При этом эта часть элит отказывается слышать Медведева, который «открытым текстом» заявляет, что каких-то кардинальных реформ не будет.
Его задача — не сломать систему, которая начала формироваться еще в середине девяностых годов и была полностью сформирована при Путине. Его задача — укрепить эту систему, подправив ее путем точечных изменений.
Подобное расхождение между ожиданиями и реальностью само по себе является дестабилизирующим фактором в российской политике, экономике и социальных сферах.


— То есть можно ожидать, что 2011 год пройдет под знаком дестабилизации?

— Уже 2010-й прошел под знаком волнений и других социальных процессов, которые еще недавно не считались значимыми и существенными. Но расхождение в ожиданиях и реальности будет вести к дальнейшему разочарованию в Дмитрии Медведеве, а разочарование в «царе» в России всегда является важнейшим источником дестабилизации.
Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru