Отдавая дань творческому гению и необычайной целеустремленности Василия Андреева, необходимо вспомнить, что в конце XIX — начале XX века все «русское народное» начало входить в моду. Это была не просто тенденция сезона, а пробуждение настоящего интереса образованного слоя россиян к истокам своей культуры. Независимо друг от друга многие деятели искусства начали обращаться к народным традициям. Поэтому именно в то время и появилось множество интереснейших находок и «новинок», о которых можно было с уверенностью сказать «хорошо забытое старое».
Одним из самых ярких и удивительных проектов этой эпохи, вне всякого сомнения, стал Великорусский оркестр — дело жизни Василия Андреева.
Василий Васильевич Андреев был родом из города Бежецка и происходил из благополучной и интеллигентной семьи. Мать его была дворянкой, отец — состоятельным купцом. Образование Андреев получал сначала дома, а затем в петербургской гимназии. С детства Андреев был музыкален и на уровне любителя играл на нескольких инструментах, проявлял склонность к актерству, а также иностранным языкам.
Василий Андреев был хорош собой, эрудирован и вхож в петербургский свет. Это был обаятельный, воспитанный, одаренный, но до определенной поры еще никому неизвестный молодой человек.
Все изменилось, когда двадцати-двухлетний Василий Андреев, отдыхая летом в деревне, неожиданно открыл для себя… балалайку! С того момента жизнь юноши обрела смысл.
Все силы, время и состояние Василий Васильевич посвятил своей новой страсти. Идея Андреева состояла в том, чтобы «одеть балалайку во фрак» — то есть из примитивного, хотя и уникального по своему звучанию и энергетике кустарного образца сделать инструмент академического уровня. Цель эта была достигнута, и в руках Андреева оказалась балалайка, доведенная до профессионального совершенства, но сохранившая весь колорит народного происхождения.
Трудно себе представить, сколько эмоций вызывало в салонах Петербурга появление экстравагантного светского льва Василия Андреева с балалайкой в руках.
У Андреева появлялись поклонники и ученики, из которых образовался первый андреевский коллектив — кружок любителей игры на балалайках. В течение нескольких лет кружок вырос до состава оркестра. В него вошли и другие инструменты, усовершенствованные по примеру балалайки — домры и гусли.
Вскоре Великорусский оркестр и его основатель и дирижер Василий Андреев завоевали мировое признание. Оркестру рукоплескала публика Франции, Германии, Великобритании, Америки и Канады, и, конечно, вся Россия, от петербургского света до далеких провинций. Андреевым восхищались такие его знаменитые современники, как Л. Толстой, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Ж. Массне, Р. Леонкавалло, А. Тосканини, С. Бернар и другие.
Оркестр, созданный Василием Андреевым, пережил Октябрьскую революцию и все другие потрясения. Это один из немногих коллективов, родившийся в эпоху модерна и доживший до наших дней. Сегодня Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева — это уже не диковинка, а настоящая русская классика, бренд, в котором сочетаются история и современность.
Сменяются поколения музыкантов, а оркестр продолжает жить и носить имя своего основателя вот уже почти 125 лет. Неизменным остается стиль и высочайший профессиональный уровень коллектива.
«С помощью Андреева балалайка сделала удивительную карьеру, — рассказывает директор Андреевского оркестра Наталья Митина. — Как экономисту, мне хотелось бы отметить: Андреев был не только талантливым музыкантом. Я считаю, что его историю стоило бы включать в учебники маркетинга, брэнд-менеждмента и PR. Поразительно, насколько успешным оказался его музыкальный проект. А ведь всей работой по его созданию и продвижению Андреев фактически занимался в одиночку: был и автором идеи, и продюсером, и спонсором, и руководителем и дирижером. Балалайка получила новую жизнь».
Когда расположение света было завоевано, Василий Андреев поставил перед собой задачу вернуть инструмент в народ. Он организовал кружки игры на балалайке в Соляном городке Петербурга, где преподовали его ученики и он сам. Научиться играть на балалайке можно довольно быстро, и очень скоро любительские ансамбли стали появляться в самых разных уголках России.
А в Европе Андреев вообще стал законодателем моды. В Англии, например, после гастролей его оркестра люди стали заказывать фраки «а-ля Андреев», выпускалось мыло «Балалайка» и т. п.
После гастролей оркестра в Англии в 1910 году Россия получила заказ на 40 тысяч балалаек, которые начали распространяться по всему миру. Русский оркестр захотел завести даже персидский шах! Вскоре в России ежегодно стало производиться до 200 тысяч балалаек на сумму более миллиона двухсот тысяч рублей, а также началось массовое производство домр и гуслей. Это был очень внушительный рычаг в экономике.
Оркестр, носящий имя выдающегося музыканта и организатора, успешно проявляет себя и в новых экономических реалиях России.
К 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Андреева оркестр проведет серию концертов, посвященных его памяти. Ближайший из них состоится в Большом зале Петербургской филармонии 15 января 2011 года — в день рождения Андреева. Памятные концерты в Филармонии пройдут также 28 февраля, 23 марта, 22 апреля и 12 мая.
«Нам бы не хотелось ограничиваться одними только выступлениями и пафосными словами, — продолжает Наталья Митина. — К сожалению, получилось так, что Василию Андрееву в Петербурге нет ни одного памятника, даже на его могиле в Александро-Невской лавре. Организовать его установку мы считаем своим долгом, и уже неоднократно обращались к представителям бизнеса и власти за поддержкой. Очень надеемся, что в год юбилея Андреева нас, наконец, услышат».
Кружок любителей игры на балалайке