Это заявление он сделал в ходе конференции «Российская выставочная индустрия: курс на развитие», состоявшейся недавно в рамках общего собрания членов РСВЯ в Петербурге. На собрание съехались представители 70 выставочных центров со всей России, а также из стран ближнего зарубежья.
— Кризис больно ударил по нашему бизнесу: в 2009 году мы потеряли примерно 30 % объемов, а обороты упали не менее чем на 14 %. — подчеркнул Сергей Алексеев, вновь избранный президентом РСВЯ. — И только в этом году уже второй квартал подряд наблюдается небольшой (около 4 %) рост как количеству площадей, на которых размещаются выставки, так и в денежном выражении. Однако положение пока весьма сложное…
Вместе с тем даже в кризисный 2009 год РСВЯ продемонстрировал достаточно большую активность. Его участники в общей сложности организовали 1035 выставок площадью в 1,5 млн квадратных метров: на них побывали более 7 млн человек, представляющих 109 стран мира. Денежный оборот выставочного союза превысил 12 млрд рублей в год. Вместе с тем до лидеров мирового уровня еще довольно далеко: ежегодный оборот только одной из наиболее авторитетных зарубежных организаций этой сферы бизнеса составляет около 750 млн евро.
— Нам многое нужно делать для того, чтобы сохранять и развивать свой бизнес, — констатировал Сергей Алексеев. — Не секрет, что сейчас в мировой экономике акцент делается на Юго-Восточную Азию (Китай, Индия и т. д.), в странах которой идет активное развитие. Соревноваться с ними чрезвычайно трудно, и поэтому нам крайне необходимо диверсифицировать нашу отрасль и активно продвигать свои услуги на международном рынке. В том числе и с использованием самых передовых информационных технологий.
В качестве примера он привел организацию мировой выставки «Экспо-2010» в Шанхае — самое грандиозное событие в отрасли. В общей сложности ее посетило 73,8 млн человек: только за один день, 16 октября, на ней побывало свыше миллиона гостей. Свои экспозиции на ней представили 246 стран и международных организаций, а услугами пресс-центра выставки воспользовались около 186 тыс. журналистов. В ходе работы «Экспо-2010» состоялись 22,9 тыс. концертов и других культурных мероприятий.
— Это как раз тот уровень, к которому мы должны стремиться, — подчеркнул президент РСВЯ. — Поэтому сейчас самое время объединять усилия разных компаний, стараясь создать более сильную и конкурентоспособную структуру. И мы двигаемся в этом направлении: фактически мы объединились с «ЭкспоФорумом» (ЗАО «Газэнергопромбанк Девелопмент», главный акционер ЗАО «ЭкспоФорум», в апреле 2010-го приобрел 25 % акций ОАО «Ленэкспо»). У нас общий совет директоров, и сейчас мы уже разработали единую программу развития ОАО «Ленэкспо» и ЗАО «ЭкспоФорум».
Как отметил генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Алексеев, главной целью совместной работы станет создание выставочных комплексов мирового уровня, способных на равных конкурировать со строящимися в Китае, Сингапуре и других странах мира. «У нас, несомненно, есть огромный потенциал, который пока мы не используем, — считает он. — Но для того чтобы его задействовать, придется очень много и усердно работать, привлекая свежие идеи и передовые технологии».
Тот факт, что выставочная индустрия будет развиваться ускоренными темпами, убедительно доказал собравшимся в 6-м павильоне «Ленэкспо» ведущий мировой эксперт в этой сфере Йохан Витт — глава консалтинговой компании в сфере выставочной деятельности Jwc GmbH. Правда, он отметил, что «сегодня в России есть структурные проблемы — вместимость выставочных площадей и их недостаток в регионах». Кроме того, эксперт предложил организаторам выставок в России три рычага, способных изменить ситуацию к лучшему. «Мы должны что-то сделать по ценам, затратам или объему». — констатировал он. Однако при этом Йохан Витт уверен, что цены снижать нельзя, и необходимо применять нетрадиционные методы привлечения клиентов путем предоставления тестового участия и заключения бартерных сделок. Кроме того, он рекомендует регулировать затраты. «Надо проверить каждую статью затрат и делать все для того, чтобы их по-максимуму сократить…» — советует он.
В целом собравшиеся констатировали, что выставочный бизнес в России вполне успешно может развиваться, однако для этого нужны серьезные инвестиции в его инфраструктуру и некоторые законодательные изменения.
СПРАВКА:
Российский союз выставок и ярмарок — объединение ведущих российских организаторов выставок, владельцев выставочных комплексов, предприятий, содействующих этому бизнесу, а также представителей выставочного бизнеса Молдовы, Украины и Литвы (всего — 84 компании). Учрежден в 1991 году, является членом Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), в которой по количеству членов занимает третье место. |