Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Сито для вакансий - ЭиВ N 34 (787)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Рынок труда
Сито для вакансий
No. 34 (787) 01.11.2010
Владимир Сергачев
Несмотря на то, что рекрутеры по-прежнему стараются использовать все доступные им инструменты подбора персонала, в последнее время приоритет все чаще отдают электронным. Но не всегда это оказывается оправданным
По приблизительным оцен­кам, в Москве и Петербурге с использованием различных инструментов электронного рекрутмента (от специализированных сайтов до электронной почты) компании закрывают уже больше 80 % вакансий специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена. И этот уровень постоянно повышается.


Корень в степени

Само собой, что степень использования инструментов электронного рекрутмента зависит от двух основных причин.

Первая — общее состояние местного рынка. Ведь если в регионе вакансий кот наплакал, а количество незанятых многократно превышает спрос со стороны работодателей, то сетевые ресурсы используются слабо. Вторая — уровнень интернетизации конкретной территории. Чем большее распространение получил интернет в регионе — тем выше число потенциальных соискателей в сети (а также и в региональных базах рекрутинговых порталов). А охват услугами Интернета, в свою очередь, зависит от стоимости трафика и конкуренции.

Именно объем и качество базы кандидатов и определяет (наряду со степенью владения инструментами электронного подбора персонала) частоту пользования услугами сайтов, специализирующихся в этой области. Северо-Запад России, который считается одним из самых интернетезированных регионов страны, занимает не более 20 % всей аудитории Рунета. Из этого объема до 14 % приходится на Петербург, и только 3–4 % на Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Великий Новгород, Калининград и т. д.

Что касается конкуренции с традиционными формами подбора персонала, то электронный рекрутинг более востребован в условиях ограниченных ресурсов. Если в компании, к примеру, нет собственного HR-отдела, услуги «работных» интернет-порталов ей нужны больше. Поэтому такой инструмент более востребован у работодателей, самостоятельно осуществляющих подбор кадров.

Однако каждый из инструментов может быть востребован бизнесом в равной степени: крупные компании зачастую пользуются всеми ими одновременно. Часть вакансий закрывают с помощью традиционных способов, тогда как по другим поиск кандидатов ведут с активным использованием интернет-источников.


Социальные сети: плюсы и минусы

Вместе с тем в последние 2–3 года в Интернете огромную популярность приобрели социальные сети. Оказалось, что они пригодны в качестве нового инструмента для поиска персонала.

По данным HeadHunter, большая часть российских компаний (57%) уже прибегала к поиску персонала через социальные сети. Однако результаты их использования в качестве инструмента рекрутинга очень разные. В то время как одни «подсели» на такой вариант подбора персонала, около двух третей HR-менеджеров не видит нужды в поиске персонала таким образом, а 10 % работодателей, испробовав такой инструмент, от него отказались. Причины банальны: каждый пятый понял, что этот вариант подбора персонала отнимает слишком много времени, а каждый десятый — из‑за несоответствия «качества» кандидатов требованиям вакансий. Есть и плюсы: через социальные сети работодателям нередко удается узнать сведения (в том числе и личного характера), которые в официальных резюме практически никогда не размещают…

Вместе с тем эффективность подбора персонала через социальные сети действительно оставляет желать лучшего. В основном, таким образом ищут менеджеров среднего звена, секретарей, торговых представителей, консультантов, IT-специалистов, а в некоторых случаях — менеджеров высшего звена. 14 % опрошенных признали, что, несмотря на то, что они ведут поиск сотрудников через социальные сети, никого не нашли… И чаще успеха достигают те работодатели, которые ведут активный поиск кандидатов, а не ждут откликов от самих соискателей.


Один из многих

Эксперты уверены, что, несмотря на смещение в виртуальную сферу, результаты дает только грамотное сочетание разных (как традиционных, так и электронных) способов подбора персонала. Тем более, что в любом случае речь идет только о начальных этапах отбора кандидатов.

Виртуальное пространство — «сито» со слишком крупной ячейкой. И совершенно очевидно, что за ним должна быть выстроена целая система отбора соискателей (включая и личные, если необходимо — многоступенчатые собеседования), которая как раз и позволяет добиться нужного результата.

Пока Интернет больше напоминает забор, на котором любой желающий может написать то, что хочет. Соответствует ли эта «надпись» действительности или является «чистым» вымыслом, выясняется только при личной встрече с долгим разговором...


МНЕНИЯ

Юрий Курашов,
старший рекрутер агентства «1000 кадров»:


— Социальные сети как дополнительный инструмент привлечения персонала на низкоквалифицированные позиции использовать приходилось. Но отклик кандидатов всегда оказывался незначительным. Это не означает, что использование социальной сети как инструмента рекрутинга всегда неэффективно: коллеги успешно применяли его, например, при поиске временных переводчиков. Но конечный результат зависит от вакансии и того, каким образом информация доходит до кандидата. Лучшего результата можно достичь, если рекрутер займет активную позицию, будет организована выборка, а информация о вакансии направится кандидатам через сообщение или приглашение в группу. Но эффективность любого поиска, в конечном счете, определяется после сопоставления результата и затрат.


Ирина Понизова,
консультант по подбору персонала, индустриальный отдел,
АНКОР в Петербурге:


— Социальные сети становятся все более популярным дополнительным инструментом поиска в случае, если рекрутер ищет людей из конкретных компаний или ему нужен выход на узкоотраслевых специалистов. В первую очередь, интерес представляют специализированные социальные сети. Такие как LinkedIn.ru, Webby.ru, Pro2.ru. Но и «В контакте», «Мой круг», могут послужить источником кандидатов. Например, если соискатель в своем профайле заполнил поля «образование» и «карьера», он может стать предметом внимания рекрутеров. Но всегда есть риск, что кандидат укажет неверную информацию. Поэтому на ее основании может строиться только первичный контакт: проверка истинности информации осуществляется на этапе направления резюме в агентство и очного собеседования. Бывают и случаи, когда информация в профиле может стать причиной отказа в работе.


Светлана Катаева,
управляющий директор AVRIO Group Consulting:


— Поиск персонала в социальных сетях можно и нужно использовать, но лишь как дополнительную опцию. Важно определить, где находится нужная аудитория кандидатов, и лишь потом выбирать источники поиска, одним из которых и может быть социальная сеть. Например, ИТ-персонал, специалистов в области рекламы и PR искать по социальным сетям представляется логичным. На позиции же высшего звена есть смысл пользоваться информацией, размещенной в социальных сетях, для дополнительного сбора информации о конкретных персоналиях. Но всегда первичны профессиональный опыт кандидата и рекомендации с прошлых мест работы. Наибольший плюс социальных сетей в том, что это отличная площадка для нахождения интересных, часто узкопрофильных кандидатов, не находящихся в активном поиске работы и потому отсутствующих на работных сайтах.


Елена Колкова,
руководитель офиса Staffwell в Петербурге:


— Этот инструмент в последнее время приобрел актуальность. Расширение контактов, сбор рекомендаций, оперативная связь всегда является хорошим подспорьем для рекрутера. А социальные сети позволяют быстро установить неформальные отношения, составить более полное мнение об интересах и предпочтениях кандидата. Сильные стороны этого инструмента — огромное количество пользователей и оперативность. Но надо отметить, что основная аудитория сетей — молодежь, не всегда заинтересованная в поисках работы. Поэтому, на мой взгляд, этот ресурс наиболее эффективен для поиска сотрудников без специальных профессиональных навыков и молодых специалистов.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Рынок труда
04.11.17В Петербурге на одну вакансию в сфере «Наука, образование» приходится 6 резюме
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад в преддверии завершения осенних каникул проанализировала рынок труда в профессиональной области «Наука, образование» в Санкт-Петербурге в третьем квартале текущего года.
26.10.17Депрессия срывает планы работников из Петербурга
Служба исследований HeadHunter провела опрос среди сотрудников компаний из Петербурга и выяснила, почему петербуржцы не справляются с запланированными делами. Оказалось, что всему виной большая загруженность и депрессия, сопровождающиеся подавленным настроением и хронической усталостью.
24.10.17Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в октябре
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда в Петербурге в сентябре. Количество вакансий возросло на 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Вход резюме в сентябре год к году увеличился на 15%. Для сравнения: в прошлом году прирост предложений от работодателей к сентябрю 2015 года составил 31%, число резюме не изменилось.
13.10.17У работодателей появилась возможность публикации вакансий для подростков
Ведущая российская компания в области интернет-рекрутмента HeadHunter объявила о возможности размещения вакансии для несовершеннолетних соискателей.
04.10.17Средняя зарплата для рабочих в Санкт-Петербурге составила 35 500 рублей
Активный рост количества вакансий для рабочего персонала, нехватка специалистов по дефицитным профессиям, возрождение системы наставничества и обучения на предприятиях увеличивают интерес к теме востребованности рабочих кадров. Служба исследований компании HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда для рабочего персонала в Санкт-Петербурге, а также подготовила рейтинг актуальных вакансий с заработной платой выше среднерыночной.
22.09.17Идти в IT - обзор рынка труда в сфере IT в Петербурге
Служба исследований компании HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад ко Дню программиста проанализировала рынок труда в профобласти «IT, интернет, телеком» в Санкт-Петербурге в летние месяцы 2017 года.
22.09.17Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в сентябре
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда в Петербурге в августе. Количество вакансий возросло на 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Вход резюме в августе год к году увеличился на 16%. Для сравнения: в прошлом году прирост предложений от работодателей к августу 2015 года составил 32%, число резюме снизилось на 1%.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru