Сегодня рынок фотоуслуг только начинает приспосабливаться к новым законам конкурентной борьбы. Дело в том, что в начале XXI века огромное количество клиентов перешло на «цифру». Произошло резкое падение количества заказов. До использования цифровой техники небольшое фотоателье печатало более 6 тыс. фотографий в день. Сейчас редкая фотолаборатория с самым современным оборудованием может похвастаться объемами в 1 тыс. отпечатков.
Посткризисный синдром
Генеральный директор ООО «Мега Фото» Станислав Колмоков открыл свою фирму в 2002 году. Уже тогда он сделал ставку на цифровую технику (принтеры, профессиональные фотоаппараты, свет) и расходные материалы (фотобумагу, пленки и т. д.). Предприниматель уверен: фотомагазинам, фотостудиям и лабораториям необходимо заниматься продажей профессиональной фототехники. «Людей, готовых сегодня тратить на фотоаппараты от 60 тыс. до 150 тыс. рублей становится все больше. Увеличению клиентов способствует и быстро обновляющаяся линейка моделей (один, а то и два раза в год) и веяния моды», — говорит бизнесмен.
Директор ООО «Магнат» Елена Румянцева нашла свой путь развития бизнеса. «Когда я только открывала свое дело в 1996-м, мы начинали с печати фотографии, но конъюнктура изменилась, вместе с ней изменились и предоставляемые компанией услуги», — говорит предприниматель. Сейчас фирма развивает четыре основных направления: фотомагазины, рекламу, которая включает в себя фото, видео дизайн, btl, издательский бизнес и фотостудию со своим модельным агентством. Тем не менее, работа с фотографиями для ООО «Магнат» остается на первом месте. «Качественное изображение — залог успеха любой рекламной компании, создания книг, фотосессии», — объясняет Елена Румянцева.
Илья Чичкин, исполнительный директор ООО «ИСТО-Фото», считает, что успех фотолаборатории зависит не только от места положения мастерской, и развивает Интернет сервис «печать on-line». «Эта техническая возможность появилась на рынке недавно, поэтому технология отработана не со всех сторон. Чтобы изображение отвечало самым высоким стандартам, клиент должен приехать к нам в офис. Там специалисты откалибруют экран его компьютера. Только после этого заказчик может загружать изображение к нам на сервер».
Еще несколько лет назад ассортимент сопутствующих товаров был минимален: рамки для фотографий, фотопленка, батарейки, фотоаппараты-«мыльницы». Сегодня помимо профессионального оборудования фотолаборатории продают цифровые фото-рамки и даже фото-книги в жестком или мягком переплете.
Основные средства производства
Продажей нового оборудования для фотолабораторий в Петербурге занимаются официальные представители таких компаний, как Konica, Fujifilm, Kodak. Фирма-производитель помогает начинающему предпринимателю подобрать технику в соответствии с его финансовыми возможностями, устанавливает и запускает оборудование, обучает персонал, оказывает маркетинговую, сервисную, PR поддержку. Современные цифровые фотолаборатории стоят от $ 80 тысяч до $ 200 тысяч.
Однако есть в нашем городе специалисты, которые проявляют фотографии «дедовским» способом в ванночках. Один из них — сотрудник «Яркого Мира» Марк Титенский. Он не простой оператор — он художник, работающий с фотографиями больших форматов. Говорит, что проявка с использованием горизонтальных и вертикальных увеличителей и ротационных машин по-прежнему в моде: «В Петербурге существует, по меньшей мере, три таких лаборатории, и они рентабельны».
Бизнесмены в один голос пророчат: «Как только появятся недорогие принтеры для печати фотографий, фотолабораториям придет конец!». Закат эпохи фотолабораторий подтверждает и тот факт, что за прошлый год в Петербурге закрылось порядка 40 подобных предприятий. Участники рынка предрекают, что фотолаборатории будут существовать как семейный бизнес. По мнению экспертов, процесс расширения бизнес-формата фотолабораторий продолжится 3–4 года. |