В июле 2007 года, когда президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге объявил о победе Сочи в гонке претендентов на проведение XXII Зимней олимпиады, казалось, что впереди у организаторов Игр огромный запас времени. Но месяц за месяцем неумолимо приближают срок, когда спортсмены всего мира будут стремиться попасть на будущие олимпийские трассы. Пока им в Сочи делать нечего.
Всего через четыре месяца, 28 февраля 2010 года, мэр Сочи примет из рук мэра Ванкувера Олимпийский флаг, и для черноморского курорта и всей России начнется отсчет последнего четырехлетия подготовки к Олимпиаде-2014.
Строго говоря, времени осталось на четверть меньше, потому что по традиции всех предыдущих Олимпиад ровно за год до проведения Игр спортсмены собираются на предолимпийскую неделю, чтобы познакомиться с трассами и аренами, с условиями проживания и акклиматизации в столице предстоящей Олимпиады. Ранняя готовность олимпийских объектов особенно важна для хозяев, которые, тренируясь на будущих олимпийских трассах, получают серьезное преимущество над спортсменами других стран.
Громадье планов
Когда члены МОК принимали решение в пользу Сочи, они были очарованы не только щедрыми подарками и традиционными русскими напитками, но и грандиозными планами превращения всероссийской летней здравницы в новый международный спортивный центр высочайшего уровня с круглогодичным циклом состязаний и комфортного отдыха.
Сочетание заснеженных кавказских вершин и вечнозеленых субтропиков для зимней Олимпиады выглядит крайне необычно, и это тоже сыграло на руку Сочи. Его основные конкуренты — южнокорейский Пхенчхан и австрийский Зальцбург — предложить подобной изюминки не смогли.
Российское руководство — а ни для кого не секрет, что без искренней любви Владимира Путина к Сочи и горнолыжному спуску в Красной Поляне этот проект не имел бы никаких шансов на успех — рассматривает Олимпиаду как возможность модернизировать главный курорт России, задыхающийся от кучи неотложных проблем.
Представьте себе миллионный город (а летом население Сочи вместе с отдыхающими далеко переваливает за этот рубеж), который вытянулся вдоль берега моря на добрую сотню километров вокруг единственной неширокой улицы, служащей одновременно транзитной магистралью для приезжающих автотранспортом туристов, а также для снабжения всем необходимым огромного комплекса санаторно-курортных учреждений. Добавьте к этому и тот факт, что вся грузопассажирская коммуникация Абхазии с Россией тоже проходит по этой улице-дороге, поскольку железнодорожное сообщение с этой новоявленной страной полностью отсутствует, обрываясь в Адлере. Поэтому многочасовые пробки, движение со скоростью 2–4 км в час стали для сочинцев и гостей города делом обыденным. Дошло до того, что очень приличные гостиницы стали исключать трансфер до вокзала или аэропорта из своих услуг, поскольку гарантию прибыть на место вовремя в Сочи имеют только президент страны и премьер, а также их высокопоставленные гости. Что говорят на улицах, провожая взглядом кортежи VIP, передавать не будем.
Тем не менее именно благодаря Владимиру Путину Сочи должен получить к Олимпиаде современную дорожную инфраструктуру, надежное энергетическое снабжение после ввода в строй новой ТЭС и строительства газопровода. Обещано, наконец‑то, решить и вопрос с сооружением второй линии железнодорожного полотна, и поезда дальнего следования перестанут толпиться в черноморской западне, тратя на сто километров пути от Туапсе до Адлера по три-четыре часа.
Затраты на все эти и другие проекты заложены в общую олимпийскую смету, которая с каждым месяцем разбухала, достигнув в итоге астрономической суммы в 1 трлн 054 млрд руб., из которых 699,2 млрд руб. должен выделить федеральный бюджет. Понятно, что контроль за тем, как расходуются такие средства, можно было поручить только очень доверенным лицам.
Кадры не успевали решать
Вокруг олимпийского пирога еще с момента выдвижения Сочи в качестве кандидата на проведение Игр кипели захватывающие кадровые страсти. А уж когда Игры были получены, в дело вступили все, кто хотел иметь отношение к дележу средств самого дорогого российского проекта ближайших 5–7 лет.
Курировать подготовку Олимпиады на самом высоком уровне поначалу доверили вице-премьеру Александру Жукову. Первым главой созданной в ноябре 2007 года для координации и ведения основных строительных работ госкорпорации «Олимпстрой» стал Семен Вайншток, бывший до этого главой могущественной «Транснефти». Спустя полгода его сменил Виктор Колодяжный, до этого в течение четырех лет возглавлявший мэрию Сочи. Это назначение оценивали как несомненный успех губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, который сблизился с Колодяжным еще в бытность того мэром Армавира и активно содействовал его избранию мэром Сочи в 2004 году.
После этого краснодарская элита занялась подбором кандидатуры нового мэра Сочи. Но это оказалось отнюдь не легким делом. Всего за год в мэрии сменилось сразу три хозяина. Сначала в конце июня 2008‑го мэром был избран выходец из кубанской глубинки Владимир Афанасенков. Но спустя несколько месяцев он неожиданно подал в отставку, сославшись на состояние здоровья. Исполнять обязанности мэра пригласили (опять же из кресла мэра Армавира) Джамбулата Хатуова. Но на новые выборы мэра Сочи в апреле этого года пошел уже бывший мэр Анапы Анатолий Пахомов. После его победы краснодарский клан мог бы уже торжествовать, что основные рычаги влияния на олимпийский пирог оказались у него в руках. Но не тут‑то было. Вдруг занемог уже Колодяжный, и на первый план в руководстве «Олимпстроя» вышел Таймураз Боллоев, хорошо известный в стране по руководству в течение 14 лет пивоваренной компанией «Балтика».
Если взглянуть на нынешний состав правления ГК «Олимпстрой», то сразу станет ясно, кто в доме хозяин. Среди вице-президентов хорошо знакомые по Петербургу лица: Александр Никонов, восемь лет проработавший с Боллоевым на той же «Балтике», а в 2003–2007 гг. возглавлявший Комитет финансов петербургской администрации; Александр Комаров, бывший при Путине в 1993–1995 гг. заместителем председателя юридического комитета мэрии Петербурга, а затем одиннадцать лет — председателем Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа… Для полной надежности контроля за олимпийской «ситуацией» сменили и высшего куратора подготовки к Играм. Теперь этим занимается еще один выходец из коридоров Смольного — Дмитрий Козак, получивший статус вице-премьера Правительства РФ.
Сверху видно не все
Конечно, после операции по «зачистке» руководящих кадров олимпийского Сочи Владимир Путин мог бы вздохнуть спокойно, но ведь далеко не все решается наверху. Могучая денежная река, стекая к исполнителям, заметно мелеет, но зато растет число желающих напиться из этих струй. Способов придумано в нашей стране тысячи, и многие просто лежат на поверхности.
Летом этого года довелось, например, проехать от Москвы до Сочи автомобильной трассой «Дон», тоже входящей в число олимпийских объектов. Пока эта трасса представляет собой набор небольших лоскутков вполне приличных автострад по 20–30 километров длиной, как правило, на границах отдельных областей. Но эти лоскутки соединяют между собой обычные двухполосные псевдодороги отвратительного качества. Строители медленно наступают на эту главную российскую беду, надеясь, видимо, поспеть аккурат к Олимпиаде. Но зато они не забывают о своих текущих нуждах: не таясь, вдоль строящейся трассы на кучах с песком и гравием стоят таблички, предлагающие дачникам и всем желающим дешевый строительный материал. Плати — и тебе тут же отгрузят песочку с олимпийской трассы. А то, что она уже в некоторых местах «плывет» на недавно отстроенных участках, так это не видно с пролетающих над трассой правительственных самолетов.
Зато в Красной Поляне, где часто бывает Путин, он мог бы полюбопытствовать, с чего вдруг возник бум на продажу земельных участков в этом году, когда стали уточнять места будущих олимпийских трасс и объектов. Эти земли были вмиг скуплены после объявления Сочи столицей Игр теми, кто уже понимал, где пройдут трассы и какой бизнес можно сделать на купле-продаже резко потом вздорожавшей земли.
Что же касается людей, которые приобретали землю для организации своего реального бизнеса в Красной Поляне, то их держат пока в полном неведении относительно дальнейших планов строительства олимпийских объектов. Хозяйка гостиницы в Адлере, где довелось останавливаться на отдых, рассказала, что они с мужем приобрели небольшой участок в Красной Поляне для возведения скромного отеля, который мог бы привлечь на отдых людей с обычным достатком, но боятся начинать стройку: а вдруг этот объект пойдет под снос из‑за изменившихся планов хозяев Олимпиады.
Именно так пострадали те, кто вложил свои средства в строительство небольших отелей в районе Нижнеимеритинской бухты и обещал будущим клиентам море в трех шагах. Так и было до нынешнего года, а теперь там возводят порт для перевалки грузов к олимпийским объектам, поскольку именно в районе этой бухты расположатся Олимпийская деревня и основные стадионы. Правда, строить их пока никто не начинал.
Из сотен объектов, которые предстоит подготовить к Олимпиаде, начато строительство лишь нескольких, и в первую очередь — совмещенной автомобильной и железнодорожной трассы, соединяющей Адлер и Красную Поляну, где пройдет «снежная» часть Игр. Дорогу прокладывают вдоль реки Мзымта, петляющей в горах, поэтому предстоит возвести множество сложнейших инженерных сооружений. К сожалению, на этой стройке уже не избежали трагедии: 8 октября на одной из конструкций обрушилась опалубка, сорвались с высоты трое рабочих, один из которых погиб.
До сих пор высоким чинам из МОК показывали макеты будущих объектов Игр или всяких диковинных животных вроде подаренных президентом Туркмении леопардов. Страну и МОК всячески заверяют, что подготовка к Олимпиаде идет по графику. Правда, неизвестно, какой график имеется в виду. Если тот, что фигурировал два года назад, то там назывались иные, более ранние сроки ввода в строй ряда важнейших объектов.
Ясно, что треть времени, отведенного на подготовку к Играм, ушла на рассадку нужных людей по нужным местам и максимализацию бюджета, который предстоит освоить. Пора приступать к реальному возведению объектов, чтобы Владимиру Путину не пришлось задавать чиновникам в правительстве и «Олимпстрое» свой сакраментальный вопрос «Где деньги, Зин?» |