— Экономическая ситуация заметно изменилась, и те группы клиентов, на которые раньше ориентировались многие отели города, стали малочисленными. Как результат, средние показатели загрузки гостиниц по итогам года вряд ли превысят 50 %. При этом падение показателей отрасли вызвано не только ухудшением загрузки, но и снижением средних цен, которые обусловлены введением льгот. Уже к началу августа валовой доход гостиничных операторов уменьшился примерно на 30 %, причем почти две трети потерь — следствие сокращения числа туристов, а около 10 % — результат появления всевозможных бонусов и скидок.
Как считает эксперт, во время кризиса никто ценники открыто не снижал. Но в то же время операторы охотно шли на уступки. И не только турфирмам, гарантировавшим «группового» постояльца, но и отдельным клиентам «с улицы».
— Раньше скидка при размещении туристических групп (а равно и для корпоративных клиентов) доходила до 20 %, а сейчас турфирмы требуют уже не менее 30 %, — констатирует Алексей Мусакин. — Да и номер «от стойки» можно купить практически с вдвое большей скидкой (до 15 %). В середине мая, к примеру, в некоторых отелях уровня 4* и 5* можно было получить двухместный номер за 2,5 тыс. рублей. Правда, уже в июне поток туристов увеличился, и многие хотельеры вернулись к исходным тарифам.
Снижение стоимости номера на 15–25 % лишь отчасти обусловлено внутренними проблемами системы, к числу которых можно отнести неразвитость инфраструктуры, отсутствие специальных программ для гостей и невысокое качество сервиса. Сильнее всего на этот процесс повлияли падение спроса в корпоративном сегменте и ввод новых гостиничных объектов, обостривший конкуренцию.
Количество бронирований через GDS (глобальные системы бронирования) по итогам первого полугодия, к примеру, уменьшилось на 18 %. По словам эксперта, туристы сокращают не только время пребывания в городе, но и сроки бронирования: если раньше они резервировали номер за 2–3 недели, то сейчас — за несколько дней. Если учесть, что в структуре приезжающих в Петербург наибольшую долю (свыше 50 %) составляют как раз бизнес-туристы, то спад спроса на размещение в отелях вполне объясним.
— Последствия кризиса больше отразятся на доходах хотельеров среднего ценового сегмента, а гостиницы высшей категории (5*) и эконом-класса (2* и хостелы) пострадают меньше, — уверен Алексей Мусакин. — Ведь в премиальные отели едут люди со статусом, которые просто не могут позволить себе другого уровня обслуживания. А тот, кто раньше селился в гостинице 4*, сегодня спокойно переезжает в отель более низкой категории. Но в любом случае за клиента придется бороться, проявляя максимум профессионализма и гибкости. |