Экспертами по 5‑балльной шкале оценивается степень политического влияния действующих глав субъектов Федерации с точки зрения их способности сохранить свой нынешний пост. Это влияние может определяться самым различным набором факторов: наличием или отсутствием негативных новостей из региона, активностью конкурентов, привлекательностью/непривлекательностью территории для потенциальных лоббистов, выстроенностью отношений с федеральными чиновниками и партиями, уровнем социальной напряженности, результатами выборов, а также реальной эффективностью работы глав субъектов Федерации.
С момента публикации прошлого рейтинга была принята серия кадровых решений. Юрий Евдокимов (оценка в предыдущем рейтинге — «единица») потерял пост губернатора Мурманской области. Бессменно руководивший Хабаровским краем Виктор Ишаев (оценка — 3) перешел на пост полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе. В Иркутской области новый глава региона появился после гибели прежнего губернатора Игоря Есиповского. Глава Алтайского края Александр Карлин (оценка — 3) сумел преодолеть сопротивление оппонентов и добиться переназначения.
Вокруг целого ряда регионов разгорелись конфликты. Самым громким из них стал демарш главы Башкирии Муртазы Рахимова, получившего в прошлом рейтинге «единицу». Однако Рахимов смог переломить негативные для себя тенденции и отсрочить назревавшую замену.
Достаточно высокой оказалась и активность «двоечников». Наиболее заметны были действия главы Свердловской области Эдуарда Росселя и Приморского края Сергея Дарькина. Еще один «двоечник» — глава Ленинградской области Валерий Сердюков — сумел остаться в должности даже после кризиса в Пикалево.
Анализируя кадровую политику президента Дмитрия Медведева в региональной сфере, эксперты выделяют несколько этапов:
— «Хирургический», связанный с активной заменой глав регионов. После инаугурации в течение 2008 года были заменены главы Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Хакасии, Ставропольского края, Амурской, Кировской областей.
— Этап «показательной порки»: одновременная замена в феврале 2009 года глав Воронежской, Орловской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа, отставка губернатора Мурманской области, создание ожиданий замены целого ряда руководителей регионов.
— «Консервативный» этап, связанный с отказом от жесткого прессинга на регионы и предусматривающий декларирование в качестве ключевого критерия оценки эффективности глав регионов социально-экономических показателей (уровень безработицы, решенность проблем моногородов и т. п.).
Однако осенью 2009 года начинается новый этап. Он связан не только с изменением схемы назначения губернаторов, когда должна быть усилена роль правящей партии, но и с приближением конца срока полномочий большого числа глав регионов — в 2009–2010 гг. срок завершается у 34 руководителей субъектов Федерации (см. таблицу).
Ключевыми интригами нового этапа станут:
1. Степень политической и психологической готовности президента Медведева продолжить начатые перестановки в губернаторском корпусе.
С одной стороны, замена глав дает президенту возможность продемонстрировать решительность в ротации кадров, омоложении губернаторского корпуса, борьбе с коррупцией, готовность жестко спрашивать с глав регионов за социальные и экономические показатели территории.
В то же время на принятие решений не могут не влиять «консервативные» факторы: необходимость разрушать сложную систему неформальных договоренностей в регионе в случае смены его главы, риски обострения социальной и национальной напряженности, недостаточная «история успеха» у новых назначенцев. Обладая пространством для кадровых маневров именно на региональном уровне, глава государства имеет возможность использовать эту сферу для политического наступления. Однако вопрос о том, принял ли для себя президент такое решение, пока остается открытым.
2. Способность и готовность соблюсти относительно прозрачную процедуру отбора кандидатов на пост главы региона.
3. Степень самостоятельности «Единой России» при выдвижении списка кандидатов, а также готовности федерального руководства ЕР вести широкое обсуждение состава списков с региональными отделениями партий и фракциями в региональных законодательных собраниях (последние по‑прежнему играют техническую роль).
4. Источники формирования кадрового резерва президента. Как показывают «тройки» потенциальных назначенцев в Свердловской, Астраханской и Курганской областях, кандидаты формируются в основном из первых лиц региона, высокопоставленных чиновников правительства и депутатов Федерального Собрания.
5. Влияние итогов региональных и муниципальных выборов на представление федеральной власти об эффективности губернатора.
6. Уровень активности полпредов в федеральных округах. Их возможности влиять на кадровую политику сократились (показательно назначение иркутским губернатором сенатора Д. Мезенцева, отсутствовавшего в «списке полпреда»), что вряд ли может устроить наиболее активных представителей президента — таких, как Н. Винниченко и В. Ишаев.
7. Способность федеральной власти проводить активную ротацию глав национальных республик: в 2009–2010 годах завершается срок полномочий у 9 из 21 глав республик.
Материал предоставлен ИА Regnum |