— Наблюдая за ее развитием, могу констатировать: в большинстве случаев все ограничивается провозглашением деклараций и дальше слов не движется. Действенной помощи со стороны государства мы как не получали, так и не получаем. Да и бизнес пока не торопится вкладывать средства в образование. Но руководителей предприятий тоже можно понять…
По мнению руководителя одного из наиболее популярных петербургских колледжей, в середине и конце 1990‑х учебные заведения остались наедине со своими проблемами. Однако и после того, как у компаний появились возможности возродить былые отношения (в том числе и финансовые), сотрудничество налаживается плохо.
— Во многом это происходит потому, что законодательная база, описывающая взаимоотношения предприятий и учебных заведений, очень слабая, — констатирует Евгений Иванов. — Даже те компании, которые готовы рублем или оборудованием принимать участие в подготовке нужных им специалистов, порой поставлены в такие условия, что сделать это полностью в соответствии с буквой закона не могут.
Как считает эксперт, недостаточно вкладывается в процесс подготовки кадров и государство. В Финляндии, к примеру, на подготовку одного специалиста среднего уровня профессионализма тратят 8–9 тыс. евро, а в России — меньше одной тысячи рублей. Трудно ожидать подвигов от преподавателей, которым приходится учить студентов на оборудовании, возраст которого давно перевалил за 30 лет.
— В этом отношении очень привлекательна практика финансирования профобучения, принятая в Германии, — считает руководитель ссуза. — Там затраты практически в равных частях берут на себя государство, предприятия и сам учащийся. В результате все они очень заинтересованы в получении хорошего результата, а объем инвестиций вполне достаточен для того, чтобы выпускать действительно грамотного специалиста.
Евгений Иванов уверен, что изменение ситуации в принципе должно предопределяться на государственном уровне: именно власти должны создать такие правила игры, при которых всем сторонам процесса станет выгодно сотрудничать. И если это произойдет, то учебные заведения и заказчики рабочей силы смогут довольно быстро решить проблемы и найти правильные формы взаимодействия. |