Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Оптимизм на 3% - ЭиВ N 31 (756)
ТЕМА НОМЕРА
Кризис поправил логистику
Грузоперевозки на территории Северо-Запада — зеркало региональной экономики. В целом оно довольно точно отражает те самые общие тенденции, которые будут преобладать на рынке в ближайшей перспективе. К сожалению, отрывающиеся перспективы пока не выглядят слишком уж оптимистично: в 2010 году экономика в целом по РФ способна лишь стабилизироваться на уровне, достигнутом в конце лета 2009‑го. Об этом свидетельствуют данные, которые озвучили выступавшие на заседании «круглого стола» в Петербурге, посвященного транспортным проблемам. Если ранее участники рынка затруднялись в оценках, то теперь они уже определились с перспективами
Оптимизм на 3%
No. 31 (756) 14.09.2009
Андрей Лазарев
Вывод о возможной стабилизации экономики, вытекающий из анализа грузоперевозок, вполне корреспондируется с данными Минпромторга РФ. По ним индекс промышленного производства в январе-июле 2009 года упал до 85,8 %, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го
Причем в июле 2009 года этот показатель составил 89,2 % к июлю 2008‑го. То есть падение экономики продолжалось. Особенно сильно кризис затронул обрабатывающие отрасли: выпуск продукции снизился на 20,3 %.
Кризис практически не затронул нефтяную отрасль и производство топлива. В конце теплого сезона стал поправляться сегмент добычи полезных ископаемых. В результате падение в нем составило всего 3,1 %.
Чувствительно пострадала энергетика. В целом производство и распределение электроэнергии, газа и воды снизилось только на 5,9 %. Причем этот процесс происходил в разных регионах неравномерно. Более всего ощущался избыток энергии в Сибири и на Урале, где цены на свободном рынке существенно «похудели». Только после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС предложение и спрос на нем сбалансировались благодаря перетокам энергии по региональным сетям. Напомним, что этот рынок энергии, расположенный в самом сердце России, отличается своей замкнутостью. В нем даже в годы бурного развития существовал некоторый избыток энергии, который по техническим причинам невозможно перебросить на другие энергодефицитные рынки. Северо-Запад в этом смысле резко отличается: он не только сам потребляет энергию, но и продает избыток ее за рубеж. Здесь гораздо больше рычагов регулирования производства энергии. Поэтому после спада в генерации довольно быстро положение стабилизировалось. Соответственно произошла и коррекция в ценах на свободном рынке Северо-Запада. В результате убытки энергетиков в СЗФО оказались гораздо меньше, чем прогнозировали по пессимистичным сценариям.
Итак, в январе-июле 2009 года производство снизилось по всем видам деятельности. При этом цены на товары и услуги колебались практически пропорционально их сбыту. Например, максимальный их рост зафиксирован в производстве кокса и нефтепродуктов — на 26,8 %. А вот на нерудные строительные материалы произошло, наоборот, их снижение.


Падение номенклатуры

Грузооборот транспорта в целом по РФ снизился на 26,3 %. В том числе железнодорожного — на 19,6 %. По основной номенклатуре грузов на погрузке тенденции складывались следующие. После некоторого снижения стали восстанавливаться перевозки руды. В первую очередь это коснулось сырья для производства металлов. Перевозки сырья для выпуска цветных металлов пострадали гораздо меньше, чем по черным металлам. Соответственно складывалась картина и транспортировок самих металлов. По цветным падение было незначительным, а вот по черным металлам провал в июле достигал 20,5 %. Рынок как внутренний, так и международный оказался затоваренным металлоизделиями.
Аналогично формировался рынок перевозок химических грузов и минеральных удобрений: в июле зафиксирован провал на 16,4%. Однако по осени рынок металлов и химии стал восстанавливаться — в отличие от лесных грузов. В июле 2009 года их перевозили в объемах 79 % от погрузки в июле 2008‑го. Здесь по осени отрицательная динамика погрузки сохранилась. Если верить железнодорожникам, в кризис практически не пострадали перевозки нефтепродуктов в цистернах. Из чего следует, что в сфере нефтепереработки таких потерь, какие были в других отраслях отечественной промышленности, не испытали. На некоторых НПЗ вообще не заметили экономических катаклизмов, которые бушевали вокруг. Это касается, в частности, тех субъектов Северо-Запада, где расположены НПЗ. Стабильная работа нефтепереработчиков очень обрадовала железнодорожников: положительная динамика в этом сегменте перевозок позволила им отчасти скомпенсировать провалы по другим направлениям.


Колебания в пути

Анализ грузооборота на транспорте показал определенные коррективы на международных маршрутах. Во-первых, в январе-июне 2009 года, по данным ФТС, внешнеторговый оборот России составил $ 196,3 млрд, что меньше на 45,4 %, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го. При этом экспорт по‑прежнему существенно превышал импорт, составив $ 124,6 млрд. Однако его объемы упали на 46,9 % — в основном из‑за снижения средних цен экспортно ориентированных товаров. При этом физический объем экспорта «сжался» гораздо меньше, чем в денежном эквиваленте. Ситуация с импортом оказалась иная: цены на импортные товары практически оставались стабильными, коррекция тут в итоге получилась незначительная, а вот объемы закупок — упали.
Такие колебания нарушили некоторые привычные схемы грузоперевозок, изменили пропорции в структуре экспортно-импортных транспортировок. Особенно она стала заметна в контейнерных потоках: если раньше дефицит в контейнерах складывался прежде всего на экспортных направлениях, то теперь он затронул импортные грузопотоки. У отдельных международных операторов стало не хватать контейнеров для сервисов в сторону РФ.
В импортных направлениях больше всего спад связан с поставками машиностроительной продукции и металлоизделий.
Что касается объемов экспорта, то в его структуре увеличилась доля продукции химической промышленности (до 6,7 % от общего объема экспортных грузоперевозок) и целлюлозно-бумажных изделий (до 3,1 %), машин, оборудования и транспортных средств (до 5,2 % соответственно). Заметно сократилась доля перевозок строительных грузов и продовольствия. Доля металлов в экспортных транспортировках практически в конечном итоге не изменилась. Отмечен рост экспорта нефтепродуктов за рубеж.


Летняя оттпель

В августе наметились признаки некоторого улучшения показателей. По итогам 8 месяцев 2009‑го грузооборот транспорта по РФ по‑прежнему значительно отстает от прошлогоднего уровня. Однако падение составило уже 21 %, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го. Это меньше, чем за истекшее полугодие. Иными словами, за лето разрыв с 2008 годом постепенно сокращается. Это касается как железнодорожных перевозок, которые по итогам 8 месяцев оказались на 17,5 % меньше, чем за аналогичный период 2008‑го, так и автомобильного транспорта, по которому снижение, если верить маркетологам Центра фирменного обслуживания железнодорожников на Северо-Западе, составило соответственно 20 %.
Данные по автоперевозкам эксперты приводят разные. По подсчетам специалистов АСМАП, динамика рынка была несколько иной. Наиболее глубокий провал он испытал в I квартале 2009 года, когда спрос на перевозки упал на 34 %, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го. По отчетам Росстата, снижение было на уровне -21,6 %. Соответственно по итогам I полугодия 2009‑го этот показатель был -23,4 %. По итогам 8 месяцев независимые эксперты оценивают падение объемов автоперевозок в целом на 16 %.


Движение в общем коридоре

Транспортный рынок Северо-Запада составляет весомую часть общероссийского. В частности, по данным специалистов Октябрьской железной дороги, он оценивается в 8 % общего сетевого грузооборота по погрузке. Основные тенденции — как и в целом по РФ. Однако уровень падения грузоперевозок был меньше.
Например, за 8 месяцев 2009 года погрузка на Октябрьской железной дороге снизилась всего на 10 %. По автоперевозкам динамика, если верить Россстату, такая: -10,2 % за I квартал 2009‑го и -5,7 % по итогам I полугодия. Наиболее пострадали перевозчики Мурманской области и Петербурга. Иными словами, больнее всего по ним ударили потери транзита.
Кризис изменил структуру грузопотоков на Северо-Западе. Это хорошо заметно на железной дороге, где увеличилась по погрузке доля нефти, минеральных удобрений.
Осталась стабильной доля руды для выплавки металлов. Максимальное падение зафиксировано по строительным грузам и нерудным материалам (-35,5 % по итогам 8 месяцев), а также — по лесу (-46 %). В сумме объемы грузов, предъявленных предприятиями СЗФО для отправки по железной дороге, снизились на 22 %.
В 2010 году погрузка, как ожидается, вырастет на 3 % к оценочным показателям 2009‑го. Судя по динамике грузоперевозок, экономика России вступает во вторую фазу развития кризиса. Она должна привести к тому, что дальнейшие процессы уже становятся прогнозируемыми и просматривают «дно» кризиса. На первом этапе рынок отличали крайняя хаотичность происходящих процессов, неустойчивость и высокая волатильность.


Второй этап кризиса

На втором этапе кризиса больше всего страдают на Северо-Западе те регионы, экономика которых ориентирована на лесной сектор. Это Ленобласть, Карелия, Новгородская и Псковская области. ЛПК, как и строительство, испытывают глубокий спад, от которого до сих пор не наметился выход. Регионы, где производство ориентировано на металлообработку, сейчас стабилизируются.
Предприятия этого сектора уже в нормальном положении. Металлургия постепенно оживает, и, соответственно, перевозки железной руды, например, возвращаются к докризисному уровню. Аналогично — химическая отрасль. Нефть вообще практически была не затронута кризисом, что отчетливо заметно по перевозкам нефтепродуктов.
В итоге анализ грузопотоков дает повод для некоторого оптимизма. По крайней мере, он касается перспектив на 2010 год. К сожалению, на более близкий период прогнозы — неоднозначные.


Мнения специалистов

Вячеслав Дюков,
зам. начальника Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания:

— Положение на транспортном рынке в 2009 году сложилось тяжелое. Но сейчас на нем хорошо видны все игроки. Их сложившиеся условия подталкивают к реализации новых решений для сохранения своей ниши в системе грузоперевозок. В дальнейшем в выигрыше окажутся те компании, где сумели сделать ставку на инновации, внедрение логистического сервиса и качестве работы с клиентами. Речь идет о совершенствовании системы расчетов за оказанные услуги. На железной дороге для этого расширяется потенциал перевозок маршрутными и контейнерными поездами. Появилась возможность оплаты за перевозки через единый лицевой счет. Оптимизируются процедуры оформления документов. В том числе — за счет внедрения информационных технологий и использования электронной цифровой подписи. Сокращаются сроки согласования отправок грузов.


Валерий Тарасевич,
директор Октябрьского филиала ОАО «Рефсервис»:

— На Северо-Западе в структуре контейнерных и рефрижераторных перевозок под влиянием кризиса произошли перемены. В частности, на 25 % снизились перевозки импортных фруктов и бананов. При этом на 17 % увеличилось поступление рыбы с Дальнего Востока — благодаря последним решениям Правительства РФ. На формирование новых грузопотоков оказывают влияние инновационные технологии отправки грузов. Например, отправка продовольствия в контейнерах на железнодорожных платформах с подключением к ним рефоборудования.


Лев Марков,
первый зам. гендиректора ООО «Модуль»:

— Развитие рынка заставило всерьез задуматься о переключении части грузопотоков с автомобильного транспорта на железнодорожный. Например, нашей компанией за последние 3 месяца с двух припортовых станций в Петербурге было отправлено 19 контейнерных поездов. В сумме получа­ется 2 тыс. TEU (эквивалент 20‑футового контейнера). В перспективе возможно отправлять до 2 тыс. TEU ежемесячно. По сути, это означает, что эти 2 тыс. грузовиков не поедут разбивать колесами проезжую часть Петербурга. В подобной стратегии должны быть заинтересованы власти города на Неве, если они хотят бороться с «пробками» на улицах.


Михаил Иванов,
директор ЗАО «Евросиб СПб ТБ»:

— Парк вагонов в ОАО «РЖД» уменьшается пропорционально выделению перевозочных компаний. В перспективе его не будет. Встает вопрос совместного использования вагонов. То есть о принципах организации вместе с ЦФТО под управлением диспетчеров ОАО «РЖД» перевозок грузов частными операторами. Встает вопрос предоставления вагонов клиентам в нужном для них месте и соответствующем сервисе. Сейчас схема такова, что она удорожает стоимость железнодорожных перевозок для грузовладельцев. Клиентов вынуждают создавать свои железнодорожные структуры со своим парком вагонов. В такой ситуации встает вопрос об оптимизации технологий транспортировок. Ведь уже есть случаи, когда стоимость сервиса железнодорожников оказывается вдвое дороже, чем услуги автомобильных перевозчиков. Такое случается, например, при доставках контейнеров по некоторым направлениям. Правда, это касается расценок «серых» автоперевозчиков, не сертифицированных в Минтрансе РФ.


Владимир Иваненский,
начальник отдела планирования контейнерных перевозок ОАО «РЖД»:

— По нормативам сроки заявок на перевозки грузов по российским железным дорогам составляют 10 суток в прямом сообщении и 15 — на международных маршрутах или в смешанном сообщении. Внедрение новых технологий позволяет сократить эти сроки соответственно до 1 и 5 суток, если, конечно, на пути грузопотоков на возникнут непредвиденные обстоятельства. В частности, такой результат дает применение системы автоматизации учета заявок клиентов. К ней уже подключено 270 компаний, а 73 из них — получили возможность оформлять свои заявки с помощью компьютеризации операций и использования системы электронной цифровой подписи.
Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru