— Все они не просто уходят. Они уходят с теми знаниями, которые получили в ходе производственной деятельности, в том числе — со знанием ноу-хау и других коммерческих секретов, составляющих иногда наиболее ценную часть нематериальных активов компании, — уверен он. — И если на предприятии не был установлен режим коммерческой тайны (а это далеко не формальный вопрос), никаких способов сохранить контроль за распространением информации и обеспечить свои исключительные права на объект интеллектуальной деятельности в виде секрета производства у работодателя нет.
Нет режима — нет и коммерческой тайны. А раз ее нет, никого нельзя привлечь к ответственности за ее разглашение и передачу третьим лицам, взыскать с виновных убытки и потребовать прекращения неправомерного использования чужих секретов.
— При этом часто приходится сталкиваться с тем, что руководители различного уровня и даже юристы не знают азов законодательства об ограничении доступа к информации, — констатирует эксперт. — А ограничить его можно только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. И никакие пометки типа «строго конфиденциально» каких‑либо правовых последствий, несмотря на их строгость, для участников гражданско-правовых отношений не влекут.
Увы, но вынужденные массовые сокращения дают редкий шанс получить доступ к самым сокровенным секретам конкурентов и получить практически задаром — за зарплату принятого на работу «сокращенного» специалиста.
Выход из этой ситуации законодательство предусматривает один — установление режима коммерческой тайны и практическая реализация на предприятии комплекса правовых, организационных и технических мер, обеспечивающих разграничение доступа к секретам производства как на бумажных и других традиционных носителях, так и в информационной системе, где все эти сведения, как правило, присутствуют в виде электронных документов.
Установление режима коммерческой тайны потребует и проведения мероприятий по повышению осведомленности работников предприятия в этом вопросе, которые в своем большинстве о коммерческой тайне имеют интуитивные знания, далекие от реальности.
Правовой режим, реализация мер защиты, персональная ответственность за их невыполнение и несанкционированную передачу коммерческих секретов третьим лицам без согласия обладателя — тот минимум, который должен знать каждый работник предприятия, где вводится режим коммерческой тайны.
В отличие от персональных данных, реализация мер технической защиты коммерческой тайны не регулируется государством и отдается на откуп владельцам секретов. Но без квалифицированного, обученного персонала, способного построить эффективную систему информационной безопасности или помощи специализированных организаций, надежно защитить свои секреты никак не удастся. |