Заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак не зря заявлял, что ЖКХ — это «четверть российской экономики». На те деньги, которые ежегодно пропадают в этой черной дыре, можно было бы построить пару-тройку современных городов вроде Цюриха. И даже сейчас, когда на цели реформирования системы снова выделены огромные, но, по словам «высокого» чиновника, «недостаточные средства», экономить на жилищно-коммунальной сфере российское правительство не будет.
Дмитрий Козак уверен: законы приняты правильные. Правда, они почти не работают, естественные монополии делают, что хотят, а конкуренции между обслуживающими дома компаниями как не было, так и нет: система по‑прежнему остается одной из самых закрытых. И в каких условиях работают 2,5 млн сотрудников ЖКХ, опекая более 2,5 млн домов и зарабатывая на услугах 2 трлн рублей в год, не очень понятно. Что ясно, так это планы: только в 2008 году из соответствующего фонда обещают потратить свыше 91 млрд рублей на ремонт 58 тыс. домов и улучшение условий проживания 8 млн человек. Процесс идет, но конца ему так и не видно.
Дорогие вы наши
Главный вопрос, который задает себе любой «жилец» — «Куда идут мои деньги?». Ведь ему все равно, кто обслуживает его дом и подъезд: лишь бы делали это качественно и по приемлемой цене.
Стоимость услуг ЖКХ постоянно растет, и хотя сейчас она заметно уступает тем, что действуют в развитых странах, именно в этой сфере мы постепенно, но неуклонно догоняем Запад. В Петербурге (да и везде по стране) стоимость услуг ежегодно увеличивают в среднем на 20 %.
Рост тарифов относят к трем основным проблемам системы. Как заявляют чиновники, оплата услуг ЖКХ составляет в среднем «около 7 % всех расходов населения». Однако для низкодоходного населения (а оно в России пока преобладает) этот груз давит гораздо серьезнее: на плату ЖКХ приходится уже 15–17 % семейного бюджета.
Но как бы ни росли расходы, качество работы системы всегда оставляет желать лучшего. Так куда же деваются деньги, которые платит население?
Административно-хозяйственные расходы фонда ЖКХ числом персонала в 97 человек, по данным Генпрокуратуры РФ, в 2008 году превысили 340 млн рублей, а в этом должны были вырасти еще на 100 млн. На оплату труда организаторов жилищно-коммунальной реформы потратили почти 235 млн руб-лей, что сопоставимо с расходами на содержание сразу 5 других федеральных ведомств. Члены правления фонда получили в качестве вознаграждения столько, сколько потратили в Томской области на ремонт 77 многоквартирных домов. А председатель правления Константин Цицин официально «заработал» 16,5 млн рублей — в 3 с лишним раза больше, чем российский премьер-министр. Так что есть для кого повышать квартплату…
Что русскому хорошо…
Один из примеров, отражающих сущность происходящего в ЖКХ — история со взлетом и падением немецкой управляющей компании «Питер Дуссман», задачей которой была организация коммунального рая в отдельно взятом кусочке Адмиралтейского района Петербурга.
Проект начинался с большой помпой под патронатом Бориса Грызлова и городских властей, которые создали для «дочки» немецкой компании (одноименного ООО) почти идеальные условия. Пионер показательной реформы ЖКХ, приступивший к работе в начале 2005 года, получил для обслуживания не только несколько кварталов жилого фонда, но и право (с легкой руки КУГИ) на распоряжение нежилой недвижимостью, находящейся на «его» территории. В обмен на обещание в… 5 раз увеличить сборы от ее аренды. Чему, кстати, очень рьяно противилось антимонопольное ведомство, справедливо углядевшее в таких действиях заговор против рыночных условий. Но его усилия были тщетны: проект имел явный политический окрас, и никакие аргументы «против» в расчет не принимали.
И поначалу все пошло хорошо. Хаусмастеры в новенькой форме, с хорошей зарплатой, трудились, не покладая рук. Кое-что начало меняться и в организации бизнеса ЖКХ. Но со временем претензий к работе компании становилось все больше, а отличий от привычного уровня сервиса — меньше. Часть домов и вовсе отказалась от ее услуг. Дело завершилось тем, что в августе 2007 года (а договор был заключен аж до 2014‑го) фирма полностью свернула деятельность, «кинув» партнеров и поставщиков почти на 30 млн рублей. И хотя до сих пор в этом деле много неясного (в том числе и роль менеджеров ООО «Питер Дуссман», одновременно руководивших фондом «Единство», создававшем в Адмиралтейском районе ТСЖ), итог известен. Революция ЖКХ, даже ограниченная в пространстве нескольких кварталов, не состоялась, а эксперимент, разрешенный специальным постановлением правительства Петербурга, провалился.
Разруха в умах
Кто бывал в Европе, тот знает, как в ней тщательно организован быт и насколько экономно тратят деньги на услуги ЖКХ жители Швеции, Германии или Австрии. Везде автоматика, счетчики и тотальный контроль: ни один киловатт или литр не тратят зря.
А у нас? Мы до сих пор греем квартиры газом. Неисправный кран можем не менять месяцами. А установку счетчика воды откладываем сразу на год. Про общее коммунальное хозяйство и говорить не приходится: оно все еще ассоциируется со словом «ничье». С соответствующим же отношением. И удивляться тому состоянию, в котором находится отечественное ЖКХ, не приходится. Ведь если собственноручно вкрученная вечером энергосберегающая лампочка уже утром из подъезда исчезает, то почему у нас должны появляться счетчики и датчики? Да и бизнесу выгодно работать только с новым жильем: вложения в «старый фонд» велики, а получение доходов откладывается на неопределенный срок.
И дело вовсе не в том, что ресурсы у нас не так дороги, как на Западе. У нас другое отношение к ним. Да и к системе ЖКХ в целом. Вторичное. И к технике, и к технологиям, и к людям, которые в ней заняты. Просто у нас еще не научились, ее (систему) «готовить» так, чтобы она помогала нам жить, а не создавала проблемы. И если мы этому так и не научимся, то она по‑прежнему будет приспосабливать нас под себя. Как у Райкина: если кран у тебя течет, ты уже и не жилец… |