Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Правило граблей - ЭиВ N 13 (743)
ТЕМА НОМЕРА
Кому нужна переподготовка
Правило граблей
No. 13 (743) 13.04.2009
Владимир Сергачев
Термин «переподготовка» в последние месяцы стал в России одним из наиболее популярных. В свои речи его уверенно вставляют и политики, и бизнесмены, и безработные, и занятые. Но только слова, пусть и очень правильные, скоро сказываются, а с делами все обстоит сложнее… И сами программы, и учебные заведения, и нужные специальности готовились и отбирались по всей стране второпях, в условиях цейтнота: лишь бы вовремя отрапортовать и получить свой кусок бюджетного «пирога». Все делается по принципу поиска черной кошки в темной комнате
Затертые употреблением фразы «опережающая переподготовка» и «профессии, востребованные рынком труда» не новы. В течение последних 18 лет, после крушения советской экономической системы, их постоянно используют в сфере занятости населения страны. Что вполне понятно, поскольку профессионально-квалификационную структуру конца 1980‑х все эти годы со скрипом старались «вписать» в сильно изменившиеся реалии. И где‑то это даже получилось.
Но в России редко что удается довести до логического завершения. В конце ХХ века государство не жалело денег и сил на активные программы по обучению и трудоустройству незанятого населения. А потом их стали сворачивать: в последние годы лишь 5 % «официальных» безработных могли рассчитывать на получение новой профессии. В Петербурге за 2008 год по направлениям службы занятости сменили профессию (или повысили квалификацию) лишь около 3,4 тыс. безработных.
В «жирные» годы профессионально-квалификационная структура и безработных, и занятых не соответствовала потребностям экономики. Об этом из специалистов не говорил только ленивый. Как и о том, что эффективность труда в нашей стране далека от современных требований, как эскимос от масая. Удивляться тому, что вместе с наступлением кризиса сотни тысяч россиян оказались не у дел, не стоит.
Тут‑то и настала пора с большим опозданием снова наступить на те же грабли и вспомнить о переподготовке на государственном уровне.


Кто нам нужен

Увы, но как раз потому, что многие российские работодатели не горели желанием вкладываться в приобретение современного оборудования и технологий, до сих пор нашей экономике нужно гораздо больше людских ресурсов, чем, к примеру, немецкой. Да и дефицит кадров у нас специфический.
Практически в любом регионе страны 3 из 4 вакансий — для рабочих. Причем в количественном отношении вне конкуренции неквалифицированный труд: половина апрельской «горячей» десятки профессий в Петербурге приходится на грузчиков, дворников, уборщиков, санитарок и подсобных рабочих. Каждое шестое свободное место — для них. Из квалифицированного персонала, в первую очередь, требуются водители, каменщики, маляры, повара и продавцы. Но высок спрос и на рабочую элиту, к которой традиционно относят станочников разной специализации, сварщиков и наладчиков.
Что касается дефицитных служащих, то здесь главенствуют бюджетники. Воспитатели, медсестры, врачи — их требуется гораздо больше, чем охранников, менеджеров и даже инженеров.
Да и правило «Где бы ни работать — лишь бы не работать» — действует до сих пор. А потому изгнанный из уютных офисов «планктон» не торопится осваивать нужные обществу профессии слесаря и дорожного рабочего. Не барское это дело.


В коня ли корм

Объем дополнительных бюджетных денег, которые выделяют на поддержку занятости в России (в том числе — и на организацию переподготовки), велик: почти 44 млрд рублей. Но проблема как раз и заключена в том, чтобы израсходовать их с умом и эффективно.
Но и сами программы, и учебные заведения, и нужные специальности по большей части готовились и выбирались второпях, в условиях цейтнота: лишь бы вовремя отрапортовать и получить свой кусок бюджетного «пирога». И побольше. Поэтому никаких серьезных экспертиз в этой области не проводилось и все делается по принципу поиска черной кошки в темной комнате.
Подготовленные за несколько месяцев рабочие вряд ли будут обладать высокой квалификацией и, во‑первых, столкнутся с конкуренцией со стороны более опытных коллег, а во‑вторых — мало смогут помочь в деле повышения производительности труда. Ведь даже на дорогах вместо десятков людей с лопатами больше нужны высокопроизводительные машины с минимумом обслуживающего их персонала.
Положительные стороны у вызванного самой жизнью проекта переподготовки персонала есть. Во-первых, это позволит десяткам тысяч людей получить более перспективные профессии. Во-вторых — сгладит волну социального негатива, поскольку потерявшие работу будут заняты хотя бы чем‑то. В-третьих, сама система переквалификации (и ее повышения — тоже) имеет шанс возродиться из пепла. И главное: предоставляется возможность хоть как‑то привести профессионально-квалификационную структуру российских человеческих ресурсов в соответствие с требованиями времени.
Уповать исключительно на сырье, как показывает жизнь, уже бессмысленно. А вот с умом вкладываться в профессионализм выгодно всегда…


Мнения специалистов

Евгений Гонтмахер,
глава Центра изучения социальной политики Института экономики РАН:

— Предлагаемые меры по борьбе с безработицей стандартны и уже достаточно давно применяются для поддержки занятости. В какой‑то степени они могут помочь ситуации на рынке труда, но большого положительного эффекта не дадут. Частный бизнес отказывается от участия в «длинных» проектах, не хочет помогать переобучению работников и к тому же проекты во многом непроработаны, и надежд на то, что они будут успешно реализовываться, мало. А общественные работы, временная занятость — труд низкоквалифицированный (уборка мусора, благоустройство территории, помощь инвалидам, больным) и вряд ли будут очень востребованы населением. В них примут участие не более 5 % безработных. Теряющие работу среднеобеспеченные люди вполне могли бы применить себя в малом бизнесе, так как здесь есть масса возможностей для самореализации — это достойно и статусно. Но создать сегодня малое предприятие по‑прежнему сложно.


Сергей Шабанов,
генеральный директор Центра организационного консультирования EQuator:

— Рынок по‑прежнему нуждается в высокопрофессиональных специалистах. Если под переподготовкой иметь в виду получение людьми новой специальности, то понятно, что пока она не позволяет получить на выходе специалиста высокого уровня профессионализма. Можем ли сказать, что, пройдя курс обучения вождению в автомобильной школе и получив права, человек становится профессиональным водителем? Увы, этого сказать нельзя. Для того чтобы переподготовка могла существенно влиять на рынок труда, необходимо создавать другую систему обучения, более ориентированную на практические навыки, а не на изучение теории и получение «корочек». В то же время переподготовка действительно необходима, потому что только все время повышая свой профессиональный уровень, специалист может обеспечивать высокую эффективность своей работы и деятельности компании в целом. В этом сейчас как раз и нуждается российская экономика.


Светлана Винницкая,
директор ООО «Агентство «Кадры» (Псков):

— Программы по переобучению кадров в условиях кризиса носят благой характер. С точки зрения выживания человека, потерявшего работу в условиях кризиса, это правильный вариант. Но главный вопрос состоит в недостаточной квалификации переобученного персонала, который, по определению, должен занять низкооплачиваемую нишу рынка труда. Нам чаще приходится сталкиваться с потерявшими работу менеджерами, банковскими служащими, специалистми по рекламе, офисными работниками. Для них получить работу с доходом значительно ниже привычного неприемлемо. Такие специалисты даже не встают на учет в службу занятости. Кроме того, человека, прошедшего переобучение по ее направлению, снимают с учета, и он перестает получать пособие. И совсем не обязательно, что он пойдет работать по новой профессии, а не вновь станет безработным. Сегодняшняя система переподготовки кадров не может решить проблемы рынка труда в целом.
Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru