Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

На войне как на войне - ЭиВ N 12 (742)
ТЕМА НОМЕРА
Имидж России: внутренний и внешний взгляд
На войне как на войне
No. 12 (742) 06.04.2009
Внешний имидж страны — всегда конфликт между государствами и политиками в борьбе за ресурсы и влияние в мире. В этом убежден доктор социологических наук, профессор Петербургского гос­университета Дмитрий Гавра
— Проблема формирования имиджа государства как задача для научного анализа возникла в России только лет пять назад, когда руководство страны осознало, что мы уступаем позиции в таком соперничестве.
К этому времени негативный внешний имидж России напоминал слоеный пирог, замешанный на худшем наследстве СССР: экспансия, агрессивность, тоталитаризм, сталинские лагеря и репрессии, примат государства над гражданским обществом, подавление демократии в Восточной Европе…
За годы реформ к этому добавился весь российский «новодел» — «русская» мафия, бандитская приватизация, малиновые пиджаки, братва, скупившая престижную недвижимость во Флориде, Испании, на Кипре…
Все это породило такой коктейль негатива к России, сформировало такие жесткие стереотипы на Западе, что страна недосчиталась многих миллиардов долларов. К нам не поступили огромные инвестиции, не приехали сотни тысяч туристов, отказались работать тысячи высококвалифицированных зарубежных специалистов.
Поэтому задача трансформации имиджа России перешла в практическую плоскость и позволила, в частности, развиться нескольким научным школам, которые с разных сторон анализируют проблемы имиджа страны и регионов, территориального маркетинга, брендинга, предлагают обществу и власти свои решения.

— Что служит трибуной для обнародования результатов ваших исследований?

— Прежде всего — система публикаций и пуб­личных обсуждений.
На прошедшей в конце марта этого года на факультете журналистики СПбГУ крупной международной конференции (более 200 участников из 58 вузов, представители 15 стран, в том числе несколько послов, руководители властных структур ряда регионов) удалось, в числе прочих тем детально проанализировать практику формирования имиджей различных государств.
Понимание этой проблематики начинается с поиска ответа на простой вопрос: зачем страна нужна своим гражданам и миру в целом? США, Франция, Великобритания, Германия, Япония — у всех есть свои определенные, но разные миссии. Китай, например, повсюду теперь воспринимают как мировую фабрику.
У Советского Союза такая миссия тоже была. На нас ориентировались страны третьего мира, социалистический лагерь. Это была миссия поддержки национально-освободительных движений, продвижения равенства и свободы сродни той, что взяла на себя Франция в конце XIX века. Это была миссия противостояния экспансии США и НАТО.


— Сегодня вряд ли миссией России может быть постоянное противопоставление себя США…

— Прежде всего нужно определиться со своей ролью в мире. Если мы теперь энергетическая сверхдержава, то это и нужно обозначить со всей определенностью. Если страна представляет евразийский (византийский) синтез европейской культуры и азиатских традиций - то, значит, так. Но без миссии нельзя.
Ясная позиция здесь нужна не только для внешнего потребления. Стержень имиджа страны — его внутреннее восприятие. Если граждане относятся к своему государству скептически, стесняются за границей того, что они русские, внешней, тем более прямолинейной, пропагандой такую ситуацию не исправить. Конечно, главная составляющая имиджа страны — безусловное выполнение обязанностей государства по отношению к своим гражданам.
Но и недооценивать возможности современных коммуникаций для донесения честной информации о своей стране до людей, живущих за ее рубежами, тоже нельзя.
Выступая на конференции, посол одной из африканских стран без обиняков заявил: не надейтесь, что информация о России доступна всем желающим. Подавляющий источник такой информации в мире — заинтересованные в негативном облике России государства и СМИ.
Это — реальная оценка. И здесь на войне как на войне, а поле битвы - сознание инвесторов, туристов, политических элит, тех же журналистов.
Ясно, что Россия пока эту войну проигрывает. На конференции мы пришли к выводу: чтобы удержать и укрепить свои имиджевые позиции, необходимо сформировать систему интегрированных маркетинговых и имиджевых коммуникаций, использовать самый широкий спектр контактов и связей.
Лучшим имиджевым проектом ХХ века всегда считал полет Гагарина в космос и тот фейерверк поездок первого космонавта по планете, который принес СССР фантастический имиджевый выигрыш.
В этой сфере нам есть чему учиться в нашем собственном прошлом.
Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru