— Особенность ситуации, в которую попали в российских регионах, в том, что начиная с 2008 года ряд экономических рисков не хеджируются. Например, валютные. Предприятиям ничего не оставалось как фиксировать доходы в рублях. Аналогично правительству города приходится планировать бюджет. При этом получается совершенно новая система координат. Приходится к ней приспосабливаться.
Не все методы, которые начинают применять на предприятиях, чтобы смягчить удары кризиса, можно приветствовать. Скажем, хотелось бы избежать бартерных схем. К сожалению, эта химера прошлых лет вновь поднимает голову. Денежные суррогаты в виде бартера и вексельных схем неприятны тем, что снижают объемы поступающих в казну налогов.
Кроме того, снижается уровень прозрачности экономики. И распутывать образующийся клубок проблем непросто. Правда, утешает, что в отличие от 1990‑х нет сильных сигналов о росте наличного оборота. Расчеты между предпринимателями «налом», конечно, увеличились. Но не в пугающих объемах. Есть также признаки и роста выдачи зарплаты «в конвертах». Тем не менее, в Петербурге бюджет на 95 % в ближайшей перспективе остается прогнозируемым. И это уже хорошо.
Конечно, кризис сильно ударил по финансам предприятий города. Как следствие — притормозила потребительская активность населения, стали снижаться его доходы. Люди предпочитают покупать самые дешевые товары.
Снижение оборотов в реальном секторе экономики неблагоприятно отразилось на доходах бюджета. В результате бюджет на 2009 году пришлось дважды корректировать: в 2008‑м, когда базовый показатель снижен на 8 %, и в начале 2009‑го. Вторая поправка «облегчила» бюджет еще на 35 %. Итого доходная часть, исходя из сложившейся ситуации, была уменьшена на 43 %.
Приходится принимать стандартные меры в русле антикризисной стратегии (отказ от начала новых проектов — таких как строительство зоопарка, «Надземного экспресса», Орловского тоннеля, пересмотр сметной стоимость завершения строительства объектов, которые предполагается ввести в 2009–2010 гг. с учетом коррекции цен на рынке…) и искать нетрадиционные решения. Сейчас звучат самые разные предложения, как оптимизировать положение в сфере экономики. Например, повысить налоги.
Пока такой путь вряд ли окажется приемлемым. Да и возможности регулирования налоговой базы на уровне субъектов Федерации ограничены. А целый ряд налогов нет смысла повышать и на уровне РФ. Например, налог на прибыль предприятий: ее все равно поступает мало… Очевидно, в дальнейшем потребуются более гибкие механизмы регулирования бюджетной политики. |