По предварительным данным, в этом году количество гостей Петербурга вырастет на 10 % и достигнет величины в 5 млн человек. По этому показателю начатая в 2005-м пятилетка туризма практически реализована. Однако другие задачи (войти в пятерку крупнейших туристских центров Европы), еще не достигнуты.
Лучше, чем могло быть
В ходе расширенного заседания Комиссии по въездному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), которое состоялось в Петербурге, его участники подвели итоги «высокого» сезона 2010 года и обсудили перспективы.
— Сезон оказался довольно удачным несмотря на то, что начинался он неважно. — считает вице-президент РСТ Сергей Корнеев. — Но надо понимать, что туристический рынок еще не оправился от кризиса, и будет выходить из него еще 2–3 года. Сейчас главная общая задача — удержать стоимость турпакета хотя бы на уровне этого года, сохранив привлекательность города на международном рынке.
Участники рынка отмечают, что в сезоне 2010 года в рост пошли групповой и корпоративный сегменты, однако и количество индивидуальных туристов продолжает расти. Причем люди, организующие поездки самостоятельно, чаще всего предпочитают использовать возможности интернета, и стараются заранее бронировать услуги.
Опрос Северо-Западного отделения РСТ показывает, что большинство компаний, принимающих как иностранных, так и российских туристов в Петербурге, оценивает итоги лета 2010 года как успешные. Правда, при этом объемы роста туристического потока называют самые разные — от 3 до 20 %. И некоторые сегменты рынка пока далеки от тех объемов, которые были в 2008 году. Менеджер по маркетингу и рекламе компании «Мономакс конгресс-сервис» Александра Юркова, в частности, отмечает, что «количество делегатов на конференциях снизилось на 30 %, да и самих мероприятий, как крупных, так и мелких, стало значительно меньше».
Номер не проходит
Гостей могло бы быть и больше, но стоимость проживания в питерских отелях такова, что часть туристов отказывается от визита в северную столицу по финансовым соображениям.
По данным компании «Нота Бене», в глобальных системах дистрибуции (GDS), летом 2010 года можно было забронировать 240 гостиниц города. Что очень неплохо, поскольку эта величина составляет 30 % от всех российских отелей. Но вот цена…
Средняя величина стоимости стандартного двухместного номера в июне и июле, по данным компании «Нота Бене», составляла $ 210‑240. А в середине июня, когда проводили Международный экономический форум, она сразу подскочила до $ 330. Лишь к началу сентября цена за номер упала до $ 145 за стандартный двухместный номер. Увы, но по этому показателю город на Неве значительно опережает все города Балтийского региона. Ночь в отеле Хельсинки обходится, в среднем, в 103 евро, а в Стокгольме и Осло — в 110 и 119 евро соответственно (по информации STOP in Finland). И даже если говорить о ценовом минимуме вне «высокого» петербургского сезона, то он составляет не менее 1,5 тыс. рублей.
«Я бы с удовольствием продавал номера дешевле, но экономика не позволяет этого делать». — говорит директор отеля «Амбассадор» Андрей Шарапов. А учитывая постоянный рост стоимости «коммуналки» и тенденцию к удорожанию продуктов питания, рассчитывать на снижение цен в отелях Петербурга не приходится.
Главное — договориться
Есть и приятные моменты. Сергей Корнеев отметил, что в ходе сложных переговоров со многими музеями удалось достичь договоренностей о моратории на цены и ряде льгот.
На серьезные уступки туристическому бизнесу пошел ГМЗ «Петергоф». Который кстати, значительно прибавил и в показателях: по итогам сезона (а праздник закрытия фонтанов состоялся в сентябре) музейный комплекс посетили 2,85 млн человек (на 15,1 % больше, чем в 2009-м).
Обсуждая перспективы будущего сезона, участники заседания Комиссии по въездному туризму РСТ пришли к выводу, что его успех во многом будет определять стоимость туристического пакета. «Нам обязательно нужно согласовать позиции сторон, иначе в проигрыше окажутся все…» — резюмировал председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Алексей Чичканов.
Осталось только договориться. И это — самое сложное…
МНЕНИЯ
Людмила Кудрявцева,
директор компании «Балтик Тревел»
— По объемам круизных туристов есть увеличение (10–15 %), по инсентив-программам на докризисный период еще не вышли, а вот число индивидуальных туристов выросло в 2 раза. Петербург остается дорогим городом, а в начале прошедшего лета огромные трудности мы испытали при приобретении билетов на балетные спектакли. Сейчас заметно усилилось влияние на рынок Интернета и ценообразования. С одной стороны — это хорошо (больше возможностей, конкуренция), но с другой — возникает не очень приятная демпинговая ситуация с ущемлением прав отраслеобразующих компаний.
Леонид Флит,
генеральный директор компании «Ника»
— Летний сезон оказался лучше, чем в 2009-м. Рост на 3–5 %, и его, в первую очередь, демонстрирует групповой сегмент. С ценами произошло то же самое, что и в прошлом году: вначале они оказались завышены, а когда их стали снижать, «поезд» уже ушел… Правда, нынче это касалось только некоторых гостиниц и музеев.
Валерий Фридман,
генеральный директор компании «Мир»
— Сохранили докризисные объемы. Наши программы изменились только для россиян и школьников в сторону более экономичных. Для иностранных туристов предлагали все как прежде и даже запустили новый круизный маршрут — «По Седому Волхову в Великий Новгород». На мой взгляд, для увеличения турпотока иностранцев в Петерубрг и Россию в целом надо решать проблему с визами. Мы потеряли большую часть Европы только из-за того, что визы у нас дорогие и надо оформлять массу документов. Европейцам это не нравится, так как создает кучу проблем.
Олег Зеленков,
генеральный директор компании «ВодоходЪ Санкт-Петербург»
— Сезон отработали на уровне 2009 года, а может даже и чуть получше. Однако значительно подпортил картину московский смог, спровоцировавший серию отказов. Объем продаж по группам остался на прежнем уровне, а вот индивидуалы «выросли» на 15 %, участники корпоративных поездок — на 30%. В этом году расширили свои предложения и возможности. Например, стали самостоятельно формировать экскурсионные группы для Петергофа, запустили маршруты на Кронштадт на «Метеорах», дополнительные экскурсии по Неве. Благодаря запущенному интернет-магазину заметно увеличилось количество туристов из регионов России.
Александр Ретивых,
исполнительный директор отеля «Охтинская»
— Итоги сезона позитивные: заполняемость гостиницы, по сравнению с прошлым кризисным годом, не снизилась, несмотря на увеличение количества отелей. Отмечаем небольшой спад потоков туристов из-за рубежа и заметный прирост российских групповых туристов. Увеличились количество повторных визитов в гостиницу, а также поток корпоративных клиентов и число проводимых в гостинице деловых мероприятий.
Алексей Дереглазов,
директор «Азимут Отель Санкт-Петербург»
— Сезон отмечен ростом турпотока на 10 %. Причем групповых туристов было все-таки больше. Рынок несколько перемешался: сейчас более активно «поехала» Европа, регионы, Москва. Однако работать приходилось более оперативно и взвешенно, постоянно придумывая специальные предложения и находясь в поиске новых партнеров. |