Группа депутатов Госдумы во главе с Ириной Горьковой (фракция ЛДПР) внесла законопроект, в котором предлагается наделить инициативой по объединению субъектов РФ Совет Федерации и Госдуму. Сейчас закон закрепляет такое право исключительно за объединяющимися субъектами. Кроме того, в законопроекте предлагается разрешить, чтобы внесение проекта конституционного закона об объединении субъектов могло происходить до голосования жителей этих субъектов на референдуме об объединении.
«Вопросы объединения без субъекта Федерации решаться не могут, — говорит Зубаревич. — Тем не менее, пытаются сделать процедуру максимально вертикальной, потому что референдумами уже научились управлять».
«В России до сих пор «зудит» тема объединения Алтайского края и Республики Горный Алтай, а также Краснодарского края и Республики Адыгея. Попытки делались пару лет назад, в Республике Алтай и в Адыгее народ очень активно на это отреагировал, и стало понятно, что таким простым способом, как это сделали с малочисленными округами Сибири, здесь достичь цели уже не получится. Поэтому, возможно, сейчас ищут обходные пути», — предположила эксперт.
«На очереди объединение двух оставшихся округов — Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского — с Тюменской областью, но вряд ли это произойдет. До конца еще не объединен с Архангельской областью Ненецкий округ, но реально все бюджетные полномочия по этому округу уже переданы в Архангельск», — отметила Зубаревич.
«Когда не можешь управлять, начинаются виртуальные игрища. Если переставить стулья, от этого ничего не изменится», — заключила эксперт.
В результате объединения в 2003–2008 гг. число субъектов РФ сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская)сменили название на края. |