Объемы корпоративного обучения в России в 2009 году наверняка будут урезаны. Далеко не все из провайдеров смогут пережить нежелание клиентов расставаться с деньгами, которые трудно достаются. Когда они были «легкими», о цене знаний почти не спрашивали…
Как шагреневая кожа
По данным trainings.ru, только провайдеров тренинговых услуг в России насчитывают почти 1,2 тыс. (из них около 900 — в Москве). А сколько еще вузов, консалтинговых компаний, учебных центров, фрилансеров… До IV квартала прошлого года каждый из них имел свой кусок хлеба с маслом, а нередко на него удавалось «намазать» и денежной «икорки». В ценах никто особенно не стеснялся, потому что был спрос, а клиент платил, не скупясь. Но теперь мало кто хочет приобретать товар, в котором нет острой и насущной необходимости.
Эксперты сходятся во мнении, что в корпоративном образовательном секторе настали весьма тяжелые времена. Многие программы обучения заморожены на неопределенный срок, секвестированы или упрощены. Аналитики уверены: когда перед компаниями возникает проблема сокращения расходов, первыми в жертву приносят как раз траты на обучение и развитие персонала. По разным оценкам, объемы бюджетов на эти цели в 2009‑м сократят на 40–70 %, а в ряде компаний «обрезание» может достигнуть и 90 %. Оставят только то, без чего компании просто не выжить…
Учить и резать
Каковы первые жертвы секвестра? По оценкам представителей образовательных учреждений, в первую очередь пускают под нож дорогостоящие программы (к ним относят, например, корпоративные MBA, подготовку перспективного кадрового резерва, индивидуальные курсы обучения с гибким графиком).
Не жалеют и любые тренинги типа «хорошо бы иметь» (по тайм-менджменту, мастерству презентации, развитию личностных и лидерских качеств и т. д.). Задумываются о любых существенных тратах, связанных с привлечением внешних провайдеров образовательных услуг. Как результат, оставляют только критически важные для конкретного бизнеса программы. Причем речь, скорее всего, идет только о тех, которые дают скорый и вполне измеряемый результатами эффект.
Изменяются и расценки. Однако в этом отношении подход различный. Одни провайдеры уже публикуют предложения со скидкой до 30 % к докризисному номиналу. Другие (в большинстве это крупные компании) идут другим путем и, сохраняя стоимость на прежнем уровне, дополняют пакет рядом услуг. Например, каким‑нибудь не очень затратным кратким курсом. Мелочь, а приятно… Что касается антикризисных программ, предложения о которых сейчас «расклеены» чуть ли не на каждом столбе, то не всегда они пользуются спросом у заказчиков. Просто потому, что нередко учиться мерам противодействия кризису уже несколько поздно, да и само качество курсов подчас вызывает вопросы. Но в любом случае корпоративные клиенты станут оплачивать действительно только то, что крайне необходимо.
Перемена акцентов
Скорее всего, в 2009 году значительно сместятся акценты корпоративных заказчиков и по формам обучения. Они уйдут в сторону более бюджетных и коротких предложений, и на смену лекциям, к примеру, придут деловые игры и бизнес-симуляции.
Одного взгляда на таблицу предполагаемых изменений в формах обучения достаточно, чтобы оценить масштаб перемен. Объемы дистанционного обучения, к примеру (и в первую очередь — e-learning), по сравнению с 2008 годом, могут вырасти более чем вдвое. Если перед компанией стоит выбор не проводить обучение персонала вообще или проводить его дистанционно, удаленно, то она, скорее всего, предпочтет второй вариант. Значительно прибавят в объемах, как предполагают эксперты, такие формы занятий, как видеообучение, стратегические сессии и конференции по обмену практическим опытом. Станут пользоваться спросом и программы индивидуального и группового коучинга, когда встреча рассчитана всего на 2–4 часа и ограниченное количество участников (до 4).
Возможно, возрастет спрос и на профессионалов особого рода — фасилитаторов (иначе их называют ведущими сессии). Это не тренер и не консультант, а нейтральный лидер, который делает процесс принятия важного решения более легким и эффективным. Нередко он может стать своеобразным «локомотивом», ведущим менеджмент компании к принятию решения.
Мнения специалистов
Владислав Расковалов,
генеральный директор «Санкт-Петербургского Межрегионального Ресурсного центра»:
— В Петербурге пока не так много компаний, способных конкурировать на международном рынке, — всего 20–25 %. Требования к персоналу на этих предприятиях всегда были высокими, а сегодня они ужесточились еще больше. Во многом это связано и с уровнем профессионального обучения, которое производится уже после окончания вуза. Приятно отметить, что наших выпускников (центр готовит и управленцев по Президентской программе) сокращения практически не коснулись. Примечательно, что число желающих обучаться по этой программе, по сравнению с прошлым годом, стало даже больше. Кроме того, мы договорились с вице-губернатором Петербурга Михаилом Осеевским о создании ее губернаторского формата. В этом случае обучение станем вести параллельно с «президентским» курсом, но при этом оно будет ориентировано исключительно на кадровые потребности нашего города.
Вячеслав Кутыркин,
исполнительный директор Ассоциации предприятий общественного питания Петербурга:
— Кадровый вопрос был и остается одним из наиболее сложных. Даже сейчас, по отзывам руководителей кафе и ресторанов, быстро найти профессионального официанта или повара очень трудно. Да и квалифицированного менеджера, готового и способного качественно и честно управлять вверенной ему общепитовской точкой, подобрать тоже сложно. Одна из причин состоит в том, что уровень подготовки в существующих государственных учебных заведениях не соответствует современным требованиям. Их выпускники нередко просто не умеют делать то, что нужно работодателям, но при этом обладают завышенными зарплатными требованиями и далеко не всегда готовы трудиться в нужном режиме. Поэтому крайне необходимо развивать систему образования в сфере услуг до европейского уровня, активно используя возможности как государственных, так и частных, корпоративных учебных заведений.
Сергей Федоров,
директор, Открытая Школа Бизнеса:
— Компании стали тщательнее подбирать учебные программы и семинары. Им нужны только те, которые дают навыки, необходимые именно сейчас, и только для тех сотрудников, развитие которых настоятельно требуется. Одним из распространенных шагов со стороны обучающих организаций стало предложение курсов, рассматривающих возможные антикризисные действия. На общем фоне роста интереса к обучению со стороны индивидуалов и более осторожного поведения корпортивных заказчиков становятся популярны модульные программы, дающие возможность принимать более гибкие решения и по оплате, и по временной загрузке. Мы замечаем рост интереса к программам, позволяющим выбирать обучение исходя из текущих задач. Наша программа семинаров и тренингов включает и ряд «пробных» занятий, дающих возможность заранее оценить, насколько отвечает тот или иной курс потребностям заказчика. |