— В этом году в Петербурге будет введено 1,5 тыс. новых гостиничных мест (это плюс к 24 тыс. имеющимся). Власти города уже дали подтверждение этих планов. Однако на фоне сегодняшнего спада в туротрасли возникает вопрос: зачем городу новые отели, если их, скорей всего, ожидает простой?
— Я не вижу ничего страшного в том, что они откроются сейчас. Во-первых, будем исходить из того, что кризис не навсегда. Как только он закончится, возникнет резкий всплеск делового туризма. Соответственно, количество переговоров существенно увеличится, количество деловых поездок во всем мире, соответственно, тоже.
Во-вторых, да, возможно, если кризис затянется, то отели, которые откроются в середине-конце этого года, в следующем году будут не загружены. Скорей всего, период их окупаемости затянется. Но ведь все равно в городе не хватает гостиничных мест. Другой вопрос — не хватает только периодами.
— У каких отелей больше шансов пережить кризис с меньшими потерями?
— Как ни парадоксально, меньше всего от кризиса, с моей точки зрения, пострадают 5‑звездные отели. Во-первых, их клиент не поедет в отель ниже классом. Во-вторых, часть клиентов 4‑звездных, увидев, что 5‑звездные снижают цены, «переедет» туда.
На других уровнях — все по‑другому. Те туристы, которые к нам приедут, будут экономить и выбирать отель ниже классом. И выиграют те, которые понизят цены, оставив прежний уровень комфорта.
— Кажется, так все просто. Но почему же отели этого не делают?
— Потому что непонятно, что будет дальше. У нас политика такая: пока люди едут — будем держать цены. Мало туристов — повысим, пусть они компенсируют затраты. Западный бизнес, конечно, делает не так. Но нас сравнивать нельзя. Есть вопросы затрат. Если загрузка гостиницы будет 30 %, то, может, для Чехии — это нормально, там и налоги другие, и господдержка другая. Для нас — это катастрофа. Так, сейчас к отельерам приходят письма, предупреждающие о повышении тарифов на коммунальные услуги: газ — на 10 %, а к концу года — на 30 %, то же самое с телефонией, электроэнергией, продуктами питания. Как я могу удерживать цены и, тем более, их снижать, если у меня растут затраты!
— Какой выход из этой ситуации вы видите?
— Вот если бы государство сказало: давайте заключим соглашение — на период кризиса вы гарантируете, что не будете повышать цены, а мы гарантируем не повышать тарифы. Или установим планку, выше которой повышать не будем. К сожалению, городские власти тоже не всесильны, так как вопросы тарифной политики часто лежат в федеральной плоскости.
Надо понимать, что с собственными затратами, зарплатами отели сами разберутся, но они же не могут не отапливать номера, сильно сократить персонал. Поэтому цены отели повышать все равно будут.
— Сможет ли в таком случае город принять 5 млн туристов в 2010 году, как запланировано по известной программе «555»?
— Скорей всего, нет. Причем провал будет, вероятно, только лишь из‑за боязни людей, что будет хуже. Они не станут тратить деньги на поездки — на то, что не так важно для их жизни. С другой стороны, менеджеры среднего звена, которые через полгода поймут, что пережили трудности, захотят поправить свое подорванное здоровье. Но они будут выбирать не культурный туризм, а отдых на курортах, в санаториях, желая восстановиться за короткий период и продолжить работу.
У Петербурга в такой ситуации одна надежда на деловых туристов. Думаю, гостиничный сектор выйдет в этом году на более низкую, чем мы привыкли, загрузку, которая будет медленно возвращаться к докризисному уровню в течение 2–3 лет. |