Различные сценарии развития туристического рынка России в условиях кризиса обсудили представители туротрасли на заседании Комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП России.
Согласно пессимистичному сценарию падение рынка составит, как минимум, 35–40 %. При этом последствия для рынка будут куда более серьезные, в том числе возможно сокращение количества игроков на 10–15 %. Некоторые туроператоры давно работают в минус, и при таком падении рынка покрыть их убытки будет нечем.
Совершенно очевидно, что кризис «почистит» ряды туристической отрасли: произойдут консолидация крупных игроков и вытеснение мелких. Основные 10–15 направлений массового отдыха станут контролироваться 5–10 крупными игроками.
Также эксперты сходятся во мнении, что «играть» в демпинг для завоевания рынка теперь вряд ли кто решится. В то же время кризис задержит приход в РФ крупных иностранных игроков, и в этом случае у российского турбизнеса, возможно, появится время, чтобы встать на ноги.
Кризис внесет также и корректировку в маркетинговые инструменты и бюджеты турфирм. Туркомпании сократят в той или иной форме свое участие в выставках, а предпочтение будут отдавать небольшим деловым встречам и рекламе в Интернете.
Попытались описать эксперты и модели поведения потребителей. Кризис повлияет на психологию поведения туриста: прежде всего туры будут покупать в последний момент, то есть для турфирм уменьшится глубина продаж. Спрос сместится на самые дорогие и самые дешевые туры, при этом потребителями будет отдаваться предпочтение путешествиям на более короткие расстояния, отчего должен выиграть внутренний туризм.
|