Однако скидки строго дозировались. А в апреле и вовсе могут иссякнуть, сменившись ощутимым ростом цен на большинство ювелирных изделий. В первую очередь — на золото и бриллианты.
Тем не менее рынок развивался неравномерно. На нем наметились глубокие структурные изменения.
В «зеленой» зоне на Северо-Западе оказался, пожалуй, только Петербург. Именно в нем отмечен заметный рост продаж «ювелирки». Однако это касалось не всех магазинов: одни терпели убытки, другие — пополняли свои «кубышки» деньгами. Некоторые сети настолько вошли во вкус, что даже стали открывать дополнительные точки продаж. В частности, сеть «585».
В «желтую» зону можно отнести ряд городов СЗФО, где среди населения преобладали «бюджетники». Типичный пример — Мурманск: тут граждане жили в надежде на гособоронзаказы и обещанные прибавки в довольствии. Поэтому, по данным специалистов ювелирной сети «Гиацинт», в Мурманске покупательская активность по части золота и серебра осталась на прежнем уровне. Схожая картина в Калининграде, Архангельске, Ленобласти.
Однако кризис привел и к появлению «красных зон»: остановка производств, ориентированных на экспорт, задержки зарплаты, сокращение занятости населения обернулись всплеском активности ломбардов. Ювелирным магазинам приходилось только подсчитывать убытки. В эту же зону угодили и большинство районных центров СЗФО, где продажи снизились по сравнению с 2008‑м.
Подобный «светофор» со всеми тремя включенными огнями сигнализирует о крайне противоречивых процессах в отрасли.
Не все покупается, что блестит
Еще недавно самым доходным считалось торговать в сегменте luxury. Однако сейчас остались прибыльными лишь отдельные точки продаж в Москве и некоторых городах РФ. В СЗФО это Петербург.
В большинстве магазинов дорогой ассортимент «провис». Снизилось количество индивидуальных заказов и сократились платежи от элитных салонов. Причем, как отмечают эксперты, падение затронуло даже «серый» рынок: о его доле обычно судят по продажам эксклюзивной дорогой упаковки и аксессуаров. Так вот: и на этом рынке — торможение.
В РИА «РосЮвелирЭксперт» в предыдущих исследованиях отмечали, что основными покупателями на рынке luxury в РФ всегда были чиновники, банкиры и девелоперы. Кризис ударил прежде всего по финансовому рынку, потом — по недвижимости. А скоро доберется и до чиновников: уже известно, что казна недополучит в марте половину из запланированных ранее доходов. В Петербурге, по неофициальным данным, ожидают бюджетные потери еще выше.
Если предположить, что в 2009 году круг VIP-клиентов сохранится, то динамика покупок золотых украшений в диапазоне 30–50 тыс. руб. получается своеобразным индикатором финансового здоровья в регионе. Эксклюзивный рынок, как утверждают ювелиры, быстрее всего даст знать о появлении первых признаков стабилизации в экономике.
Быстрые и мертвые
В кризисный период самым доходным является средний сегмент. Именно в нем резко усилилась межсетевая конкуренция. Если раньше магазины стремились занять больше площади, чтобы выставить больше изделий, то теперь такой подход не работает: покупатель устал от вида скроенных по одному шаблону изделий. Они создают видимость разнообразия, которая мало кого привлекает.
Основной акцент явно переносится из больших и нарядных магазинов в сравнительно небольшие торговые точки, ассортимент которых «заточен» под вкусы потребителей. Кризис часто толкает людей на спонтанные покупки, если изделие нравится. Кто‑то приобретает золотое кольцо с удачно подобранным камнем. Кто‑то довольствуется серебром. Но не просто отдельной вещицей, а подбирает гарнитур.
Кризис ускоряет переход рынка с экстенсивного роста на новую траекторию развития. Выиграют те участники рынка, кто успел укрепиться в своей нише, оптимизировали логистические цепочки. В кризис, как говорят японцы, компании делятся на два типа: быстрые и мертвые. |