Участники рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) наметили два способа сохранения своего бизнеса в период кризиса. Первый из них напоминает о начале 2000‑х годов: массово переводить страхователей на обслуживание в собственные медцентры. Второй мог родиться только после страхового бума 2005–2008 гг.: страховать побольше клиентов-индивидуалов.
Деградация рынка
«Самый грустный результат кризиса для рынка ДМС — это деградация добровольного медицинского страхования, — констатирует генеральный директор СК «Капитал-полис» Алексей Кузнецов. — Под словом «деградация» я не имею в виду уменьшение рынка, хотя и это нельзя исключать. Я говорю об ухудшении качества страхового продукта, а именно — об увеличении в страховых программах перечня нестраховых случаев и об уменьшении в них списка медицинских учреждений».
По данным А. Кузнецова, на рынке уже отмечены запросы на ДМС со стороны работодателя по цене 1500 рублей на человека на год — причем по программам, включающим в себя амбулаторную (без стоматологии) и стационарную медицинскую помощь. Для сравнения: аналогичный перечень медицинских услуг по линии ОМС финансируется в размере 3000 рублей на человека на год.
«Все это — результат политики неоправданного демпинга со стороны страховых компаний, который в этом году вновь начинает усиливаться», — признает А. Кузнецов.
По его прогнозу, в 2009 году темпы роста рынка ДМС в лучшем случае замедлятся с прошлогодних 30 % до 10–15 %. В худшем случае — роста не будет вообще.
Генеральный директор СК «Русский мир» Павел Зубрилин даже более пессимистичен: он не исключает в корпоративном сегменте ДМС падения на 5–10 % за год.
Удержать цены — спасти рынок
«2009‑й должен стать годом начала объединения страховщиков для выработки общих позиций и взглядов на пути развития ДМС, — говорит А. Кузнецов, возглавляющий медицинскую секцию в Союзе страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада. — Считаю недопустимым, чтобы ДМС пошло по пути примитивизации и вульгаризации, то есть по пути упрощения и удешевления, другими словами — по пути снижения качества».
Но это только одна сторона проблемы, которую предстоит решить. Кроме того, по сообщению А. Кузнецова, в страховом сообществе сейчас зреет идея объединить усилия для сдерживания роста цен на ДМС. Для решения этой задачи будут применяться способы, памятные по началу 2000‑х годов: во‑первых, уговорить медиков отказаться от безудержного повышения цен на их услуги; во‑вторых, активнее загружать собственные медицинские центры страховых компаний. Другими словами, страховщики вновь вспомнят о программах прикрепления к медицинскому центру.
Не потерять клиентов-одиночек
По мнению П. Зубрилина, сокращение числа корпоративных клиентов по ДМС вполне возможно компенсировать за счет страхования граждан, самостоятельно обращающихся за полисом.
В 2001–2002 гг. страховщики вряд ли стали бы рассматривать такой способ, но в последние 3 года он уже успел пройти испытание практикой. Правда, многие страховщики опасаются работать с одиночками. Например, А. Кузнецов говорит: «Зачастую те, кому работодатель отказал в полисе ДМС, пытаются купить их за собственный счет. Но страховаться изъявляют желание только те, у кого уже есть потребность в получении медицинских услуг, следовательно, риски страховой компании возрастают. А вместе с рисками возрастает и цена полиса».
Впрочем, П. Зубрилин не совсем согласен с утверждением, что по ДМС идут страховаться только больные.
«А даже если и так, — уверен он, — то они будут застрахованы по определенным программам, которые защитят страховщика от сверхвыплат. Любой индивидуальный клиент проходит анкетирование, а при страховании на крупные суммы — медицинское освидетельствование. Больным выставят соответствующую цену полиса».
И все же, по данным П. Зубрилина, полис ДМС покупают люди достаточно молодые и здоровые. В 2008 году «Русский мир» продал в Петербурге около 2 тыс. таких полисов; с учетом, что иногда они были семейными, эксперт предполагает, что в общей сложности по ним застраховано около 3 тыс. человек.
Директор СПб филиала ОАО «Шексна-М» Валерий Беляев сообщает: за полис ДМС практически здоровому клиенту по программе, включающей в себя амбулаторную, скорую помощь и экстренную госпитализацию, придется заплатить около 22,5 тыс. руб. за год. Для сравнения: предприятию, покупающему ДМС для нескольких сотен сотрудников, аналогичный полис будет стоить уже 6–8 тыс. руб. в год в расчете на одного застрахованного.
Павел Муретов, руководитель Северо-Западного дивизиона Ренессанс страхование, также сообщает о готовности компании страховать индивидуалов. Программа, в которую входят услуги скорой помощи, экстренная госпитализация и амбулаторная помощь, взрослому человеку 30 лет с хроническими заболеваниями «в пределах нормы» обойдется в 23 тыс. руб.
До кризиса стоимость подобной программы у большинства страховщиков начиналась от 18 тыс. руб.
Мнения специалистов
Марина Трофимова,
руководитель отдела ДМС ОСАО «РЕСО-Гарантия» (Санкт-Петербург):
— Приоритетными ценностями для людей в кризисной ситуации являются самосохранение и выживание, но при этом выживание максимально комфортное, включающее сохранение своей жизни, своей семьи, уверенность в завтрашнем дне.
Добровольное медицинское страхование интересно, прежде всего, тем, что человек лично принимает участие в формировании необходимой страховой программы, определяет виды и объем медицинских услуг, выбирает учреждения, где хотел бы обслуживаться и лечиться.
Страхование сотрудников за счет средств предприятия дает руководителям возможность создать привлекательные условия работы, вселить в работников чувство уверенности и защищенности.
Полис ДМС является частью социального пакета. Работодатель проявляет заинтересованность в том, чтобы сотрудники могли решать все проблемы со своим здоровьем как можно в более комфортных условиях.
Самим предприятиям ДМС выгодно: при заключении договора страхования юридическому лицу предоставляются значительные налоговые льготы и с 01.01.2009 есть возможность на ДМС направлять до 6 % средств от ФОТ. Как правило, это вполне достаточная сумма для приобретения полисов ДМС с хорошими медицинскими базами и полным набором услуг.
Несмотря на трудности, предприятиям не следует отказываться от ДМС. Основная причина — репутационная: компания, которая резко сокращает социальную поддержку персонала в условиях кризиса, не может считаться надежным и долгосрочным партнером.
Ифигения Майорова,
заместитель директора по медицинскому страхованию Северо-Западной дирекции РОСНО:
— В последние годы рынок ДМС активно развивался, наряду с автострахованием он был одним из наиболее перспективных. И сейчас, несмотря на сложную экономическую ситуацию, большинство крупных предприятий не лишает своих сотрудников страховой защиты и продолжает сотрудничать со страховыми компаниями.
Как правило, отказываются от полисов небольшие компании, которые стремятся максимально снизить уровень издержек, для того чтобы удержаться на плаву. Пока сложно сказать, компании какой отрасли в большей степени подвержены подобным изменениям в корпоративной культуре.
|