Европейские железнодорожные вагоны, к примеру, оборудуют прогрессивными двухъядерными закрытыми коническими подшипниками со смазкой, большим потенциалом обладают интегральные подшипники для авиации. Но ни те ни другие в России сегодня не производят, что свидетельствует о сохраняющейся невосприимчивости отечественной подшипниковой промышленности к новым идеям.
Российские подшипниковые заводы уступают в целом ряде сегментов рынка, потому что производят ограниченный набор изделий. Выгоднее было бы выпускать их массовыми сериями, чем стремиться к диверсификации продукции.
На Северо-Западе это правило подтверждает ЗАО «Вологодский подшипниковый завод». В феврале, после более чем месячного перерыва, предприятие возобновило свою работу. Продлить новогодние и рождественские каникулы его вынудило тяжелейшее финансовое положение.
Когда‑то самое современное на территории России подшипниковое производство, созданное специально для удовлетворения потребностей отечественного автомобилестроения, переживает нынче серьезные проблемы со сбытом готовой продукции.
Основным покупателем вологодских подшипников является «Горьковский автомобильный завод», конвейер которого больше месяца стоял. Это и осложнило положение одного из градообразующих предприятий Вологды с персоналом в 5 тыс. человек.
Заметим, что спрос на вологодские подшипники в целом упал. Одна из причин — это дешевая китайская продукция. Разница в цене китайских и российских подшипников составляет от 45 до 72 %. В результате энергетики переключаются именно на поставки из Китая.
Ситуацию усугубляет скандал с бывшим председателем совета директоров «Вологодского подшипникового завода» Александром Эльпериным. Как уже сообщалось, он задержан Интерполом в Италии по подозрению в неуплате налогов и махинациях с акциями предприятия.
ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» попало в список 150 важнейших предприятий субъекта РФ, нуждающихся в господдержке. Однако приоритет в Вологде отдадут тем предприятиям, которые имеют рынок реализации своей продукции. |