Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

«Гормон роста», или Западня для инвесторов? - ЭиВ N 5 (737)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Высокие технологии
«Гормон роста», или Западня для инвесторов?
No. 5 (737) 16.02.2009
Борис Ушаков
В марте в Петербурге предприниматели и представители власти попытаются разобраться в том, что же такое инновации
Инновационно-про­мыш­ленный форум, который пройдет в марте 2009 года, приурочен к 100‑летию первой в России выставки новейших изобретений. Поэтому форум предполагалось провести с особенным размахом. Вопрос в том, удастся ли воплотить задуманное на практике? Да и для продвижения инноваций их, собственно, надо иметь.
Не «охладил» ли кризис инвестиционные проекты в научно-технической сфере, не нарушил ли взаимодействие научных организаций с промышленностью на Северо-Западе? Этот вопрос особенно интересен, если учесть, что бюджеты практически всех субъектов СЗФО подверглись в 2009‑м секвестру.
Как это ни парадоксально, но исследования показывают, что именно инновации в 2008 году во многом привели предприятия к тем проблемам, которые они испытывают в 2009‑м. Типичный пример — дорожная отрасль. В Петербурге самые тяжелые последствия кризиса испытывают те фирмы, кто поверил обещаниям чиновников в начале прошлого года. А они в один голос твердили, что Россия в целом и город на Неве — в частности останутся «тихой гаванью» среди набиравшего силу глобального тайфуна. Сегодня понятно, что финансовый кризис давно перерос в экономический.
Но год назад дорожно-строитель­ным фирмам говорили совсем другое — о том, что не хватает мощностей для освоения госпрограмм как в городе на Неве, так и в других субъектах СЗФО. В госструктурах, которые являются заказчиками, ориентировали на рост объемов дорожно-строительных работ в 2009 году на 15 % к 2008‑му. При этом особо предупреждали: спрашивать за качество при выполнении подрядов будут строго. Поэтому выдержать требования могли лишь те компании, где опирались на инновации.
А инновации — это новые технологии, которые немыслимы без закупок современной техники. В основном — импортной. Поэтому и вкладывали основную часть заработка от предыдущих подрядов в закупку техники. Брали ее в кредит, в лизинг.
Причем надо учитывать особенность рынка: на многие виды спецтехники на Западе приходилось подавать заявки за год, а то и за полтора. Поэтому то, что оплачивали в 2008‑м, — практически заказы 2007 года. Если откажешься, когда подходила очередь, надолго попадешь потом у производителя в «черный список».
По сути же, как выяснилось позже, долгосрочные программы развития заманили предприятия в инновационную западню. Что теперь с полученным в лизинг новым оборудованием делать? Не выкупить было нельзя. А ставить на прикол — разорение. Нет для новой техники работы: дорожные бюджеты не только не выросли, наоборот, — сократились. Какие решения в такой ситуации принять — предстоит обсудить на коллегии Минтранса РФ, посвященной выработке антикризисной политике на транспорте.
Аналогичная ситуация сложилась и в ряде других отраслей — особенно в металлообработке, машино- и станкостроении. Менее других пострадали судостроители: они в 2008‑м оптимизировали инновационные программы из‑за неопределенности поступления заказов в перспективе. Частные заказчики завершали старые программы, а государство отложило многие проекты на 2009–2010 гг.
Замедленное развитие автомобилестроительных мощностей в Петербурге заставило отложить и инновационные программы в кластере автокомпонентов. Выйдут ли они на старт, фактически решат в марте 2009‑го после обсуждения на специализированной выставке в рамках Инновационно-промышленного форума.
Итак, российским предпринимателям предстоит, по‑видимому, переосмыслить подход к инновациям. Раньше проблема сводилась к тому, что при смене циклов обновления российской экономики новое поколение топ-менеджеров компаний заново открывало этот загадочный «гормон роста» — инновации. Затем громкие разговоры затихали, и инновационные проекты без лишнего шума клали под «сукно» под предлогом борьбы за сокращение издержек.
В тех фирмах, где менеджеры поступили именно так, сейчас как раз больше всего и выгадали. А в тех, где решили, что их предприятию тесно в завоеванной нише, и подсели на инвестиционную «иглу», — жестоко поплатились.
«Гормоны роста», оказывается, тоже нужно четко дозировать. Проблема в том, что российские предприниматели неплохо освоили стратегию роста. Но совершенно оказались неподготовленными к условиям, когда рынок сбыта может сужаться.
Менеджеры привыкли доверять общему курсу «партии и правительства»: дана команда сверху расти — и все наперегонки планируют рост «от достигнутого». Но ведь рынок всегда остается рынком: он не может «разогреваться» до бесконечности. Все как‑то дружно позабыли о том, что рынок развивается по спирали. Это признавали ведь все экономические школы.
Правда, некоторые из них свято верили, что заплатки из госрегулирования способны эту спираль превратить в некую приплюснутую фигуру, в которой откаты назад сведены к минимуму, а дуга вперед — едва ли не бесконечна. Но чем круче «выгибали» ее, тем глубже затем приходится падать.
И вот, как оказалось, инновационные стратегии развития должны сменяться антикризисными. Подходы получаются совершенно иными. В первом случае считается, что слишком жесткий контроль губит новаторскую деятельность. Во втором — драконовское планирование издержек возносится как высшая добродетель.
Инновации требуют системы неформальных отношений в коллективах и поощрение лидеров. Антикризисный подход — в предельной их формализации и нивелировании специалистов.
Проблема в том, как сочетать эти два сценария. Когда целесообразно применять один, а когда — плавно переходить на второй сценарий. По идее делать это надо загодя, чтобы успеть подстелить соломки и отлежаться до «теплых дней». Многие предприятия Северо-Запада так и не смогли это сделать.
Теперь же грозит другая крайность: не засидеться на станции и не опоздать на набирающий обороты поезд. Многих волнует вопрос: пора паковать чемоданы или еще не пора? А когда будет в самый раз в таком случае перестраиваться?
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Высокие технологии
16.02.09Доходные стыковки
16.02.09Ответ  Чемберлену

Инновационная программа Петербурга должна ответить кризису, считает первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Фивейский
16.02.09Заложник «ГАЗа»
Самое слабое
место в российской подшипниковой промышленности, как считают
эксперты, —
инновации
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru