Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Пролетарии третьего тысячелетия - ЭиВ N 5 (737)
ТЕМА НОМЕРА
Офисный планктон
Офисный планктон (они же «офисное быдло», «офисные крысы», «овощи») — аллегорическое обозначение низкооплачиваемых офисных работников, не имеющих своих подчиненных. При этом формально их должность может называться менеджерской, что не соответствует изначальному значению слова «менеджмент» («управление»). Работа таких сотрудников зачастую сводится к простому «отбыванию» рабочего времени. Употребление оборота «офисный планктон» в российской прессе началось с 2000 года и активно используется журналистами.
По материалам из Википедии — свободной энциклопедии
Пролетарии третьего тысячелетия
No. 5 (737) 16.02.2009
Олег Тюлькин
«Офисный планктон» — характерная примета, один из символов наших дней. Кто‑то считает, что в России появился новый социальный класс, способный свернуть горы. Впрочем, немало и тех, кто убежден, что «офисные» — аморфная, аполитичная и ничего не значащая масса.
...(Продолжение, начало на первой полосе)

Общий портрет явления уже нарисовали политологи и специалисты по PR, которые убеждены, что «планктон» — ярко-выраженная целевая группа. Если поверить им, получается, что наш абстрактный герой — молодой человек (20–35 лет), имеющий высшее (но не всегда качественное) образование. Как правило, это специалист «широкого профиля»: в случае необходимости или при смене места работы маркетолог может быстро переквалифицироваться в пиарщика, а специалист по рекламе — в копирайтера. Типичный представитель «офисного планктона» не имеет собственных подчиненных и не является последним звеном производственной цепочки. То есть он не отягощен ответственностью за других людей и не принимает принципиальных решений.


Офисный центр — не профессия

Между тем социальные психологи вообще умывают руки и возлагают всю ответственность за новоявленный «класс» на нашего брата-журналиста. Они убеждены, что десять лет для формирования социальной группы — не срок.
Например, кандидат психологических наук Ирина Воробьева считает, что у офисных работников нет единой общности интересов, а это одна из главных характеристик любой социальной группы. Причем интересов нет как профессиональных (все же работа в офисном центре — не профессия), так и любых других.
У сотрудников каждой фирмы свои заботы: одни занимаются «горячими» продажами товаров и услуг, другие — рекламой, третьи — интернет-технологиями. У каждого свои отношения и с руководством, и с коллегами. У каждого свой спектр эстетических, идеологических и политических пристрастий. А то, что три сотрудника одного и того же офисного центра проголосовали за «Единую Россию», а двое ходили на «Марш несогласных», еще ничего не значит.


Люди информационного века

Но если оставить за скобками научные штудии, можно вспомнить, что сотрудники офисных центров информационно мобильны. Каждый на «ты» с компьютером, прекрасно ориентируется в Интернете, а с помощью «аськи» и социальных сетей поддерживает ежедневный контакт с десятками себе подобных «офисных страдальцев». И, между прочим, это отличные каналы распространения любой информации. К тому же источник — близкий друг (или, что не так важно, друг друга), а значит, он вполне надежен.
Есть и еще один пункт, который также объединяет «офисных», — это, вопреки всем правилам корпоративной этики, ярко выраженная нелюбовь к своему работодателю. За то, что заставляет много работать, мало платит, постоянно штрафует или отключает Интернет.


Потенциально опасные

Такое вот перманентное недовольство начальством настораживает публициста и политолога Павла Данилина. Он убежден, что и действующая власть для офисных сотрудников — точно такой же «образ безликого босса, которого можно критиковать и который ничего за это не сделает». Данилин считает, что «планктон» наиболее восприимчив к антикремлевской пропаганде, а, имея доступ к коммуникативным ресурсам, в кризисные моменты может быть серьезно опасен для действующей вертикали власти.
«Офисный планктон» уже не раз называли «новыми угнетенными» и «пролетариями ХХI века». С этим трудно спорить — офисные страдальцы зачастую социально не защищены, полностью зависят от капризов руководства, их рабочий день может быть ненормированным, а основная часть зарплаты, как правило, выдается в конвертах. Их легко увольняют, к их мнению никто не прислушивается.
А тут еще и экономические потрясения последних месяцев. Работодатели считают каждую копейку, освобождают офисы от балласта — и не очень эффективный «планктон» первым попадает под сокращение. В течение февраля в одной только Москве без работы останутся 250 тыс. «пролетариев технологического столетия». И нет никаких шансов, что «офисный планк­тон» сможет найти себе применение в реальном секторе экономики, ведь в подавляющем большинстве эти люди не умеют работать руками. И, разумеется, не хотят.


Трудности перевода

Так уж случилось, что «планктон» выполняет в России функции среднего класса. «По умолчанию он сам выбрал для себя эту роль, — говорит социальный психолог Ирина Воробьева. — Хотя подавляющее большинство офисных сотрудников не имеет для этого никаких оснований».
Действительно, западная социология относит к среднему классу людей с ежемесячным уровнем доходов от $ 2 тыс. до $ 15 тыс., у которых имеются собственная недвижимость, автомобиль (лучше — два) и банковские счета с некоторой суммой накоплений. Высшее образование желательно, но роли не играет. Место работы тоже второстепенно — всякий квалифицированный рабочий в Европе и есть средний класс, чего не скажешь о всяком офисном клерке.
В России все не совсем так. Оставим за скобками уровень доходов, количество объектов недвижимости и банковские счета. Здесь у нас своя, «суверенная», песня, и российский средний класс (читай — «офисный планктон») неплохо чувствует себя в коммуналке, не имея в холодильнике ничего, кроме йогурта и магазинных пельменей.
Однако, в сравнении с Европой, это еще не все отличия. Там у любой общественной группы, у среднего класса в том числе, присутствует некоторое количество безусловных социальных рефлексов. Если государство делает что‑то не так, общество взрывается. В конце концов, это средний класс выходит на многотысячные манифестации, это они способны парализовать все транспортное движение во Франции или Германии, протестуя против несправедливых законов или действий правительства. Если температура в бюргерском болотце повышается хотя бы на один градус, власть потеет так, будто попала в хорошую сауну. Отставка одного-двух одиозных министров в таком случае называется — легко отделались.
Европейский представитель среднего класса может ни разу в жизни не посетить избирательный участок, он не назовет правящую партию своей страны, не сможет отличить христианских демократов от «зеленых», он не читал Пруста и Джойса, но он не даст наступить себе на горло.
О российском «офисном планктоне» такого пока не скажешь.


Понижение классом

В свое время экономист Михаил Хазин определил «офисный планктон» как «молодых людей, которые привыкли получать тысячи долларов просто за факт своего существования».
С «тысячами долларов», разумеется, можно спорить, но офисные работники действительно являлись пропагандистской иллюстрацией «стабильных путинских лет». Это они поддерживали своими скромными рублями потребительский бум, это для них снимались дорогостоящие отечественные блокбас­теры, с оглядкой на их (не всегда взыскательные) вкусы работали «модные» писатели и глянцевые журналисты.
Но — у всякой сказки есть свой финал, и он, к сожалению, не всегда бывает счастливым.
Кризисные явления в экономике уже больно ударили по «офисным». Те, кто еще не попал под сокращение, катастрофически теряют в доходах: виной всему и урезание заработной платы, и стремительная девальвация, и рост цен. Приходится пропорционально сокращать расходы — отказываться от привычных посиделок в кофейнях, переезжать из съемных квартир обратно к родителям, ставить большой жирный крест на идее отпуска в Турции, забыть об автомобиле в кредит.
Беззаботной и сытой жизни больше не будет. Если перевести этот тезис на язык современной социологии, «офисному планктону» придется расстаться с некоторыми родовыми признаками среднего класса.
«Поэтому нельзя исключать, что в скором времени мы станем свидетелями «мягкой» маргинализации «офисного планктона», — резюмирует кандидат психологических наук Ирина Воробьева. — И если одни просто тихо пересидят подобное «понижение классом», другие, не выдержав удара по психике, обязательно пополнят социальные протестные группы».
Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru