...(Продолжение, начало на
первой полосе)
Львиная доля тех, кто стоял у руля обанкротившихся финансовых корпораций, банков и предприятий, «остепенялась» в лучших учебных заведениях мира. А это значит, что полученные ими знания не пошли впрок. Какие уроки нужно извлечь и что ждет систему российского бизнес-образования?
Две разницы
Пока в сегменте высшей ступени профессионального образования страны паники нет. Но тревога — есть. А вместе с ней появились и антикризисные предложения, предусматривающие как особый набор изучаемых дисциплин, так и различные варианты изменения схемы оплаты курса MBA.
Мнение оптимистов таково: даже в условиях экономической нестабильности люди не станут экономить на образовании. И если компании действительно сворачивают корпоративные системы учебы, до предела урезая бюджет на развитие персонала, то индивидуалы понимают, что получать новые знания и совершенствовать навыки означает вкладывать деньги в собственное будущее. Потому они все равно пойдут учиться. Мигель Фолге, ректор IESE Global Executive MBA, уверен: «В период кризиса происходит увеличение спроса со стороны слушателей, так как они используют неблагоприятную экономическую ситуацию как возможность развить свои профессиональные навыки». С ним солидарна и Елена Зубкова, вице-ректор Института «МИРБИС», которая считает, что «ухудшение положения ряда банков, переставших существовать как источники кредитов, на российских бизнес-школах скажется не сильно: у нас пока не привыкли учиться, по максимуму используя их услуги».
Но есть и другая точка зрения. Пессимисты полагают, что сейчас учиться, затрачивая на этот процесс, как минимум, несколько сот тысяч рублей, — непозволительная роскошь. Не до жиру… К ним, как правило, относятся работодатели, и до того не очень жаловавшие остепененных MBA сотрудников. По данным компании HeadHunter, спрос на работников, обладающих соответствующим дипломом или сертификатом, снижается. И во многом это связано с тем, что кризис, в первую очередь, ударил именно по тем сферам экономики (финансы, банки и т. д.), которые как раз и были основными заказчиками услуг этого образовательного уровня. Вместе с тем представитель Государственного университета управления Людмила Деревягина полагает, что «в период, когда в компаниях идет сокращение рабочих мест, приобретая дополнительные знания и навыки, можно выиграть борьбу на рынке труда». Работодатели оставляют лучших, предпочитая узким специалистам «широких» универсалов. А чтобы стать таковым, надо учиться. Но не за чужой счет…
Своим путем
Эксперты уверены, что в 2009‑м наибольшим спросом в секторе бизнес-образования будут пользоваться программы, имеющие четко выраженные признаки.
Во-первых, несомненный приоритет получат образовательные курсы, связанные с антикризисным управлением. Хотя и до этого многие отечественные программы MBA ориентировались на специфику и особенности нашего бизнеса, теперь курсы, помогающие предотвратить финансовые потери и извлечь максимальную прибыль в самых неблагоприятных экономических условиях, становятся их неотъемлемой частью. Проблема только в том, чтобы теорию подкрепляла практика, которой могли бы поделиться авторитетные специалисты, заслуживающие доверия и имеющие большой практический опыт. Такие, которые способны предложить оптимальное сочетание тактики и стратегии, готовые оказать помощь не только в решении проблем характера «здесь и сейчас», но и в разработке долгосрочной программы развития компании с учетом быстро меняющейся макроэкономической среды. А подобных уникумов — на пальцах пересчитать…
Во-вторых, вполне вероятно приоритет получат более краткие (и менее затратные) варианты получения знаний. Например — программы мини-MBA. И хотя многие при этом кривят рот и считают их псевдо-MBA, от реальности не уйдешь. Если такие курсы помогут решать действительно существующие в бизнесе проблемы (определять приоритеты развития, сохранять и привлекать клиентов, находить пути минимизации затрат по персоналу и т. д.), то их популярность вырастет. Ведь сейчас платить станут только за то, что приносит результат. Сам процесс учебы, равно как и обладание престижным дипломом, мало кому интересны. Но и программы MBA обычной длительности будут пользоваться спросом у тех, кто в силу разных причин получил в распоряжение больше свободного времени. Ведь расставшийся с компанией по‑хорошему топ-менеджер вполне способен какой‑то период обходиться без работы.
В-третьих, в выигрыше окажутся те учебные заведения, которые способны предложить антикризисный курс не только в обучении, но и в его оплате. Ведь число людей и компаний, которые готовы безропотно выложить несколько тысяч евро за пусть и качественные, но дорогие знания, невелико. Значит, бизнес-школы будут вынуждены искать взаимоприемлемые варианты оплаты, предлагать слушателям гранты и стипендии. Следовательно, их финансовая политика должна стать максимально гибкой и приспособляемой к новым условиям. Иначе остаться на плаву им будет сложно.
Ягодки впереди
Система образования инертна. Стандартные программы MBA длятся не менее двух лет, поэтому сейчас бизнес-школы работают с теми, кто поступил в них еще до начала развития кризисных событий. Основной набор этого года начнется осенью, поэтому многое на рынке образовательных услуг бизнес-класса будет зависеть от того, как сложится ситуация в предстоящие полгода.
И если экономика не будет внушать оптимизма, в секторе делового обучения произойдет примерно то же самое, что и во многих других. Кризис секвестирует невостребованные услуги и школы, оставив в живых только действительно нужные бизнесу. Время, когда в России такое образование получали только для того, «чтобы было», уходит…
Средняя стоимость программ MBA в России
(по данным www.mbatoday.ru на середину декабря 2008 года)
Программа обучения / стоимость (в тыс. рублей)
Общий и стратегический менеджмент / 451
Финансы / 429
Маркетинг / 435
Doctor of Business Administration (DBA) / 928
Executive MBA / 698
Наиболее дорогие программы бизнес-образования в России
Название программы / стоимость (млн рублей)
Executive MBA («Сколково») / 3,25
Dual Degree Executive MBA
(Высшая школа менеджмента СПБГУ) / 1,4
International Executive MBA (IEMBA)
(Стокгольмская школа экономики) / 1,19
Doctor of business administration (DBA)
(Высшая Школа Менеджмента ГУ-ВШЭ) / 1,08
МНЕНИЯ
Андрей Волков,
ректор Московской школы управления СКОЛКОВО:
— Бизнес-образование — один из наиболее рыночных сегментов в сфере образования, поэтому кризис влияет на него больше, чем на любой другой. Причем влияет по‑разному. Рост происходит в том сегменте, где люди сами инвестируют в себя. В период кризиса интерес к академическим (длинным) МВА-программам только растет. У многих освобождается время, которое раньше уходило на работу. Те, кто имеют запас средств, решают, куда его потратить. Можно купить недвижимость. Или вложить деньги в себя и подготовиться к новому этапу, когда экономика начнет расти. Именно поэтому в отношении спроса на академические программы МВА действует обратная зависимость: чем хуже ситуация в экономике, тем больше идут учиться. А другой сектор бизнес-образования связан с услугами под конкретную компанию — речь идет о сегменте executive education. Этот сектор в условиях кризиса падает: компании сокращают издержки, в том числе и на обучение.
Ольга Гурьева,
начальник отдела развития и планирования учебного процесса Санкт-Петербургской академии управления и экономики, директор программы МВА:
— Сейчас самое ответственное время, которое покажет, насколько мы знаем тот сегмент рынка, на который наши программы рассчитаны. Прошлая осень не принесла больших сюрпризов: набор соответствовал плану. Но сейчас в числе наших слушателей есть и те, кто испытывает сложности в оплате обучения, и те, кто находится в поисках новой работы. Стараемся искать компромиссы и помогаем им. Разработали и предлагаем новую программу МВА по международному бизнесу, которая включает в себя изучение кейсов на примере кризиса мировой финансовой системы, привлекаем не только наших, но и зарубежных преподавателей и менеджеров. Надеюсь, что, несмотря на жесткие прогнозы, весенний набор приведет к нам новых слушателей, которые не хотят сидеть сложа руки во время спада, а хотят учиться на чужих ошибках и разрабатывать альтернативные стратегии развития. Думаю, что всю систему бизнес-образования ждет проверка на знание бизнеса…
Михаил Карлик,
проректор по дополнительному образованию Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП):
— Надо понимать, что никаких специальных «антикризисных» рецептов не бывает: система управления компанией в целом и отдельными ее функциями должна быть всегда, но в разных ситуациях должна работать по‑разному. Компаний, которые не проходили через кризисные времена, практически нет, однако такого рода ситуации носили не массовый, а скорее индивидуальный характер. Но это не меняет суть дела: другие причины кризиса часто вовсе не влияют на выбор метода выхода из него. И если есть реально существующий спрос со стороны бизнеса, мы не можем его игнорировать. Поэтому создали две новые короткие программы, которые акцентируют внимание на управлении персоналом («Управление компанией в условиях кризиса») и управлении проектами («Бережливое управление») именно в кризисной ситуации. Кроме того, адаптируем материал на всех наших регулярных программах к текущим рыночным условиям.