Проведите элементарный опыт — и на фразу «купить диплом вуза» в Интернете получите… 3 млн ссылок. «Корочки» любого современного института, университета или академии «тянут» всего на 25–30 тыс. рублей. Причем документ могут получить даже бакалавры, которых начали готовить не так уж и давно. И хотя приобретение заведомо поддельного диплома — дело с уголовным душком, спрос огромен. Потому что в стране полно людей, у которых опыт по специальности уже есть, а времени зубрить теорию и сдавать сессии — нет.
Кризис доверия
Если оценить проблему издалека, то ее возраст окажется не так уж и велик. Жестко требовать наличия соответствующего должности диплома в России стали не более чем 30 лет назад, поскольку до этого нужного числа специалистов с соответствующей квалификацией просто не хватало.
Процесс шел так: если ты начальник цеха или отдела — без диплома, будь ты хоть трижды дока, место занимать не можешь. И потянулись в вузы профи без «корочек» грызть гранит науки. 40-летние умудренные жизнью и опытом специалисты, как школьники, садились за парты и… получали двойки. Потому что они отлично знали профессию, но с сопроматом оказывались на «вы». Знающие практику назубок, на защите своих выстраданных дипломов они потели и мямлили, с трудом получая в документах «трояки». А их однокурсники, ни разу в жизни не видевшие проектируемых машин — «красные» книжечки с отличием…
Время изменило многое, но суть осталась: экономике нужны люди, способные делать работу качественно и быстро. Специалисты, готовые взять на себя ответственность. Следовательно — имеющие практический опыт, как раз и дающий уверенность в действиях. Однако необходимости наличия диплома никто не отменял, и многие должности вообще невозможно занять, не обладая документом о профильном образовании.
Вместе с тем в вопросе первичности российские работодатели почти единодушны. Как считает, к примеру, руководитель рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова, «работодатели чаще указывают требование о наличии у соискателя опыта, а профильное образование, безусловно, хотя и дает дополнительный плюс соискателю, но редко является решающим фактором при подборе кандидатуры». Одна из главных причин этого — ориентация на другие факторы, лучше удостоверяющие профессиональные качества специалиста. И недоверие к дипломам — тоже.
Второстепенный фактор?
Конечно, наличие документа об образовании сейчас обязательно. Увы, но без такой «бумажки» занять какую-либо значимую должность очень трудно: подобного кандидата еще на первом этапе чаще всего отметают по формальным признакам. Но без опыта и соответствующих практических навыков шансов найти хорошую работу еще меньше.
По сведениям Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ, в России вообще мало кто трудится в соответствии с «дипломной» специализиацией. Наибольшую связь между полученной в вузе и фактической специальностью демонстрируют медики (79 %) и компьютерщики (67 %), а вот среди инженеров в соответствии с профилем работают лишь 36 % выпускников, агрономов — всего 22 %. К тому же работодатели уже научились обращаться с дипломами по принципу «не верь глазам своим». Почему?
Как считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, причина этого — явное несоответствие заявленных в документах качеств и реальных возможностей специалистов. «Меньше 30 % из 200 тыс. выпускаемых в год юристов и экономистов являются носителями хотя бы каких-то компетенций. — уверен он. — В результате часть фирм вынуждена за совершенно дикие деньги импортировать таких специалистов несмотря на то, что у нас наблюдают их перепроизводство».
Да и сами «корочки» уже давно делят на «хорошие» и не очень. В Петербурге, к примеру, явно предпочитают юристов, закончивших СПбГУ, а среди экономистов и финансистов — питомцев «Финэка». Хотя в конечном счете наличие документа из престижного вуза вовсе не означает и качества соискателя.
Проверка делом
Сейчас наличие нужного диплома — необходимое, но явно недостаточное условие для получения должности. Чаще — лишь первая ступень на пути к ней. Шанс доказать, что специалист действительно является таковым.
Главное мерило — реально выполненные задания и проекты. Если на практике оказывается, что дипломированный работник уступает в квалификации «неученому», то предпочтение оказывают второму. Тем более, что дополнить практические навыки теорией в действительности бывает гораздо проще, чем наоборот. Ведь сейчас в большем почете результат, а не умение правильно объяснить, какими путями он может быть достигнут… |