Кризис практически никак не повлиял на процессы диверсификации производств. Все отрасли, ориентированные на внутреннее потребление и выпуск высокотехнологической продукции практически не увеличили своей доли на региональном рынке, их объемы остались символическими в общей структуре ВРП. Дисбаланс наблюдается и в координации федеральных инвестпрограмм с региональными. В среднем максимальный срок их реализации в субъектах РФ составляет 10,7 лет, а по федеральным проектам — 7,5 лет. Налицо также явное несоответствие в уровне планирования иностранных инвесторов и регионального бизнеса. Все вместе взятое повышает риски развития инновационных проектов.
Во многих субъектах РФ господдержка инноваций носит откровенно показной характер, не подкрепляясь конкретными достижениями. Например, в Новгородской области государством создан «Новгородский научно-координационный центр», который себя пока никак не проявил. Откровенно притормозил принятый в 2006 году проект развития «Индустриального парка «Шексна» в Вологодской области. Переговоры по нему об источниках финансирования продолжаются. Однако перенесены на перспективу…
Бьем по тормозам
Похоже, попытки построения инновационной экономики в субъектах СЗФО (как, впрочем, и в других регионах РФ) наталкиваются на серьезные препятствия. И в обозримом будущем российская промышленность сохранит регрессивную структуру. Инвестиционные ресурсы в 2010–2011 гг. по-прежнему сосредоточатся в традиционных отраслях производства. Предприятия вынуждены будут резервировать больше финансовых ресурсов, чем прежде. Энергичного развития не получится. Воспроизводство окажется ограниченным. Текущие процессы — консервативными. Среди новых программ подавляющее большинство составят «аранжировки» старых проектов.
Дополнительным тормозом на пути развития традиционных отраслей, по-видимому, окажется инфраструктура. Поэтому одним из индикаторов предстоящей активности можно считать оживление инвестиций в транспортные проекты, связанные с грузоперевозками и логистикой сбыта. Сейчас все затраты в этом плане сведены к минимуму. Вторым признаком стабилизации эксперты называют повышение интереса к рекреационно-туристическим услугам. Это направление служит своего рода зеркалом потребительской активности в регионах. В целом два названных сектора на выходе из кризиса должны получить устойчивые векторы развития.
Отсюда вытекает и другой вывод: в посткризисной экономике наиболее динамично развивающимся способен оказаться сектор промышленности, ориентированный именно на потребление недорогих товаров и сферу услуг. Наилучшие перспективы у новых предприятий в сфере фармацевтики. Развитие традиционных материалоемких отраслей по-прежнему будет «завязано» на экспорт. Нынешняя госполитика вовсе не способствует его бурному развитию. Удача пока сопутствует лишь тем предприятиям, которые смогли на международном рынке занять ниши выбывших из строя зарубежных конкурентов. На Северо-Западе в основном это металлообрабатывающие предприятия. Характерные примеры — производство металлоконструкций в Архангельской области для Норвегии, цинкового проката — в Вологодской области для Европы.
Не приходится говорить и о сбалансированности региональных программ: болевые точки экономики плохо коррелируют с имеющимся в субъектах СЗФО спросом. При этом картина спроса гораздо более разнообразная, чем срез болевых точек. Наиболее чутко эти нюансы улавливают иностранные инвесторы. Поэтому именно они, скорее всего, будут заполнять все новые ниши на внутрироссийском рынке.
Дефицит аналитики
Управление экономикой в «ручном режиме» приводит к постепенному замещению рыночных механизмов административными. Все чаще приходится сталкиваться с внерыночной конкуренцией. Неудивительно, что в кризис количество органов власти возрастало еще быстрее, чем раньше. В государственных структурах занято свыше 2 млн человек против 15 млн человек, работающих в реальном секторе российской экономики.
Это заметно отличается от методов управления экономикой, скажем, в США. Большинство решений правительства ориентировалось не путем издания новых законов, а с помощью контрактов и соглашений. |