Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Инфляцию можно „обуздать“ - ЭиВ N 46 (768)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Инвестиции
Инфляцию можно ограничить, установив для торговых предприятий величину средней максимальной наценки для каждой группы предприятий. Тем, кто ее превысит, налог на прибыль нужно автоматически увеличивать
Инфляцию можно „обуздать“
No. 46 (768) 14.12.2009
Евгений Молчанов
В течение многих лет руководство России объявляет снижение инфляции одной из своих приоритетных задач. Однако до сих пор принимаемые меры не дают ощутимых результатов. Объясняется это тем, что инфляционные процессы в российской экономике имеют свою специфику
В результате проводимых в стране реформ в экономику встроили своеобразный «генератор инфляции». Понять его действие можно, рассмотрев три следующих фактора.
Во-первых, в ходе реформ произошло расслоение общества по уровню доходов. Значительная часть населения балансирует на грани прожиточного минимума, немало тех, кто не дотягивают и до него. Многие из попавших в эту категорию не в состоянии самостоятельно повышать свои доходы.
Отсюда вытекает вторая особенность ситуации — государство, выполняя свои социальные обязательства, вынуждено периодически повышать доходы этих социальных групп (пенсионеры, бюджетники и т. п.).
И, наконец, отметим, что за годы реформ значительно выросла доля розничной торговли в экономике страны. Она, по определению классической экономической науки, стала «хронически перенаселенной больной отраслью», рыночная конкуренция в которой весьма далека от совершенства. Фирмы, составляющие основу этой отрасли, уклоняются от конкуренции в области цен, что ведет к их завышению, и попросту «делят» рынок.
Стихийный рост цен привел к тому, что торговая наценка (а в розничной торговле она является ценой услуги) на один и тот же товар в различных торговых точках может отличаться в несколько раз. Объем реализации у таких фирм ограничивается доставшимся им «наделом» рынка, ассортимент товара, как правило, также не велик. Единственным способом увеличить свой доход для них является увеличение торговой наценки, что они возвели в систему и делают это при каждом удобном случае. Последствия такой формы несовершенной конкуренции для экономики даже хуже, чем при полной монополии. Входящие в эту отрасль предприятия непроизводительно растрачивают ресурсы, увеличивая товарные запасы, допускают большие транспортные расходы и неэффективное использование рабочей силы, что приводит к росту издержек, но тем самым вроде бы дает обоснование высоким наценкам.
Значительная величина торговой наценки в «неорганизованной торговле» позволяет жить без особой конкуренции и торговым сетям — за счет более низких издержек и большего товарооборота. Придумав акции со ценовыми скидками на небольшие группы товаров, они также делят покупателей. Таким образом, увеличение участников рынка, в данном случае торговых предприятий, не ведет к возрастанию конкуренции между ними. А ссылки на то, что в результате усиливающейся конкуренции проблемы высоких наценок (цен) решатся сами собой, несостоятельны.


Генератор инфляции

Как же «генерируется» инфляция? Правительство, реализуя свои социальные программы, периодически повышает денежное содержание малообеспеченным категориям населения. Торговля ждет эти моменты и начинает увеличивать торговую наценку, вызывая общий рост цен. У населения уже сложилось стойкое мнение, что повышение денежного содержания определенной категории малоимущих обязательно приведет к росту цен. Складывается парадоксальная ситуация: например, увеличение пенсий повышает жизненный уровень пенсионеров, но одновременно вызывает рост цен и снижает уровень жизни других категорий малоимущих граждан с фиксированными доходами (учителей, студентов и т. д.), поскольку в этот период их доходы не растут. И уже им необходимо индексировать доходы. Действуя таким образом, Правительство РФ тратит десятки миллиардов рублей, мягко говоря, не эффективно.
Непосредственные производители товаров и импортеры реагируют на ситуацию с некоторым опозданием, так как у первых нет основания для повышения цен, не растет себестоимость, вторые же связаны контрактами. Но потом и те, и другие наверстывают упущенное и корректируют свои цены в сторону увеличения. Ведь им через некоторое время придется увеличивать зарплаты своим работникам в результате роста стоимости жизни, а это повысит себестоимость их продукции и т. д. К ним присоединяются и естественные монополии. Несмотря на свои монопольно высокие цены, они также требуют их увеличения, ссылаясь на инфляцию. Таким образом, мы возвращаемся в исходную ситуацию, только с более высокими ценами. Теперь уже торговля увеличивает наценки в результате роста издержек (подорожали транспортные, коммунальные услуги, нужно повышать зарплату своему персоналу и т.д).
В итоге общего роста цен правительство вынуждено снова принимать меры по индексации доходов малообеспеченных слоев населения, то есть опять добавлять потребителям деньги, которые они отдадут торговле.


Как остановить генератор

Для снижения инфляции в первую очередь необходимо нейтрализовать действие «генератора инфляции». В XXI веке появилась возможность «вылечить хронически перенаселенные больные отрасли», заставив фирмы заняться серьезной конкуренцией между собой. Появление компьютеров, Интернета предоставило новые возможности для решения этой задачи.
Не надо диктовать торговле условия, «замораживая» цены или устанавливая твердые наценки, что приведет к дефициту товара. Можно применить косвенное регулирование, ограничив свободу торговых предприятий в выборе наценки и свести к минимуму ее влияние на конечную цену товара. Для этого, прежде всего, нужно сгруппировать торговые предприятия по роду их деятельности в зависимости от ассортимента продаваемого товара. Например, кондитерские, мебельные, мясные, смешанного ассортимента и т. д. Сюда можно отнести и аптеки, учитывая постоянный рост цен лекарств и их социальную значимость. Обязать предприятия ежемесячно отчитываться по применяемой ими максимальной торговой наценке ( % к цене производителя, оптового поставщика).
Региональные отделения Росстата на основании этих данных будут рассчитывать средние величины максимальной торговой наценки для каждой группы торговых организаций данного региона. Затем расчетные значения будут доводиться до каждого торгового предприятия. С помощью электронной почты эта процедура займет 2–3 дня. Предприятиям, максимальная наценка которых будет выше средней, рассчитанной для их группы, налог на прибыль будет автоматически увеличиваться на определенный процент. Зависимость увеличения налога от величины превышения наценки может быть разработана в правительстве в виде таблицы.
Таким образом, применение наценки выше средней будет вести к потере предприятием части прибыли, и его финансовое состояние будет ухудшаться, что и происходит в условиях совершенной конкуренции. Рынок всегда наказывает неэффективных.
Это всего лишь схема. Конкретные правила и реальные цифры увеличения налога необходимо установить на основании статистики. Обсуждаемый в настоящее время закон о торговле не содержит мер,регулирующих торговую наценку. Предложенный метод восполнит данный пробел.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Инвестиции
07.12.09…Индийский маршал в бой их поведет
Калининградские судостроители спустили на воду первый из серии боевых кораблей для ВМФ далекой страны.
07.12.09Кризис и инвестиции
Инвестиции в экономику Петербурга и Ленинградской области за январь–сентябрь 2009 года показали противоположную динамику. Если в городе они заметно сократились, то в области — существенно выросли.
26.01.09НОВОСТИ
26.01.09Бизнес-активы в 2009 году перераспределят
26.01.09Калининградскую ОЭЗ лишают резидентов
26.01.09Замороженные инвестиции
Своими прогнозами развития экономики поделился председатель Экспертного совета по проблемам финансового оздоровления и банкротства ТПП Ленинградской области, доктор экономических наук Александр Утевский:
26.01.09Экономия выйдет боком
В США и Китае в период кризиса решили строить дороги
и объекты инфраструктуры. В России, наоборот, намерены,
на этом сэкономить.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru