Особенно преуспели в своем развитии продуктовые ритейлеры и сети со смешанным ассортиментом товаров. Лидеры этого рынка уже прочно обосновались в первой сотне крупнейших компаний России, а знаменосец отечественной розницы с режущим теперь ухо названием Х5 Ритейл групп (оставшийся в народе, прежде всего, «Пятерочкой»), пробрался уже в третий десяток рейтинга.
Безусловно, главным событием российского ритейла в 2008 году стало приобретение Х5 Ритейл групп сети гипермаркетов «Карусель» у компании Formata Holding. Сделка ценой почти в $ 1 млрд была заключена летом, и она позволила Х5 совершить, как считает главный исполнительный директор компании Лев Хасис, настоящий прорыв в сегменте гипермаркетов, увеличив их число в сети с 15 до 46. По оценке экспертов, «переваривание» «Карусели» несколько снизит темпы развития Х5, но может создать предпосылки для ее дальнейшей экспансии на рынке.
Обновленная «Пятерочка» одной из первых обнародовала итоги работы в 2008 году. Действительно, темп прироста выручки за год несколько замедлился и составил 53 % против 78,6 % годом ранее. Чистая розничная выручка магазинов сети выросла с $ 5,3 млрд до $ 8,3 млрд, и уже в нынешнем году должна перевалить рубеж в $ 10 млрд.
Другим рекордсменом года стал холдинг «Магнит», успешно развивавший одноименную сеть магазинов по всей стране. Сейчас в ней задействовано уже 2579 магазинов, и территория покрытия у «Магнита» также не имеет себе равных в России.
Секрет успеха продуктовых ритейлеров легко объясним структурой розничной торговли в нашей стране, где на долю продовольственных товаров приходится 55–60 % всего рынка. И только в столицах структура торговли приближается к развитым странам: в Петербурге, например, на продукты тратят 36–38 %, в Москве — еще меньше. Чем богаче население, тем ниже удельный вес его расходов на еду.
Повышение благосостояния россиян в предыдущие годы толкало розничные сети на расширение непродуктового ассортимента. Не случайно такую популярность приобрели гипермаркеты, где можно приобрести и продукты, и товары длительного пользования.
Нагрянувший кризис, возможно, заставит пересмотреть такую логику развития сетей. Все ритейлеры отмечают на рубеже 2008-2009 гг. явную тенденцию смещения спроса в сторону более дешевых и крайне необходимых товаров, прежде всего — продуктов питания. Да и в этом сегменте происходит переориентация покупателей на более дешевые и менее качественные продукты. Как результат, средняя цена чека уже упала на 15–20 %.
В этом нет ничего неожиданного: статистика зафиксировала в декабре 2008 года падение реальных располагаемых денежных доходов россиян, по сравнению с тем же месяцем года предыдущего, на 11,6 %. Предновогодний торговый бум, который прежде обеспечивал отрасли до половины общей прибыли за год, остался ныне без премий, «тринадцатых» зарплат и прочих выплат. И потому ноябрь-декабрь в большинстве сетей оказался периодом потерь, а не накопления средств, как это было год назад.
Достаточно взглянуть на показатели компании «Лента», в целом очень удачно отработавшей 2008 год. Если общий годовой объем продаж вырос на 54 %, достигнув 58,3 млрд руб., то по декабрю прирост составил только 23 % и был обеспечен в основном за счет расширения сети. В магазинах, работавших год назад, этот прирост добрался лишь до 10 %, тем самым оказавшись ниже уровня инфляции. У большинства других сетей показатели декабря столь же красноречиво продемонстрировали обеднение покупателей к концу года.
Понятно, что в этих условиях маятник спроса будет и дальше уходить в сторону самого необходимого для жизни. И в конкурентной борьбе за покупателя выиграет тот, кто окажется ближе к его дому или работе и предложит оптимальный ассортимент товаров по минимальным ценам. |