Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Путь к богатству лежит через желудок - ЭиВ N 3 (735)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Торговля
Путь к богатству лежит через желудок
No. 3 (735) 02.02.2009
Андрей Гридасов
В 2008 году предприятия розничной торговли продолжали демонстрировать едва ли не самые высокие темпы роста в российской экономике. Правда, к концу года они замедлились
Особенно преуспели в своем развитии продуктовые ритейлеры и сети со смешанным ассортиментом товаров. Лидеры этого рынка уже прочно обосновались в первой сотне крупнейших компаний России, а знаменосец отечественной розницы с режущим теперь ухо названием Х5 Ритейл групп (оставшийся в народе, прежде всего, «Пятерочкой»), пробрался уже в третий десяток рейтинга.
Безусловно, главным событием российского ритейла в 2008 году стало приобретение Х5 Ритейл групп сети гипермаркетов «Карусель» у компании Formata Holding. Сделка ценой почти в $ 1 млрд была заключена летом, и она позволила Х5 совершить, как считает главный исполнительный директор компании Лев Хасис, настоящий прорыв в сегменте гипермаркетов, увеличив их число в сети с 15 до 46. По оценке экспертов, «переваривание» «Карусели» несколько снизит темпы развития Х5, но может создать предпосылки для ее дальнейшей экспансии на рынке.
Обновленная «Пятерочка» одной из первых обнародовала итоги работы в 2008 году. Действительно, темп прироста выручки за год несколько замедлился и составил 53 % против 78,6 % годом ранее. Чистая розничная выручка магазинов сети выросла с $ 5,3 млрд до $ 8,3 млрд, и уже в нынешнем году должна перевалить рубеж в $ 10 млрд.
Другим рекордсменом года стал холдинг «Магнит», успешно развивавший одноименную сеть магазинов по всей стране. Сейчас в ней задействовано уже 2579 магазинов, и территория покрытия у «Магнита» также не имеет себе равных в России.
Секрет успеха продуктовых ритейлеров легко объясним структурой розничной торговли в нашей стране, где на долю продовольственных товаров приходится 55–60 % всего рынка. И только в столицах структура торговли приближается к развитым странам: в Петербурге, например, на продукты тратят 36–38 %, в Москве — еще меньше. Чем богаче население, тем ниже удельный вес его расходов на еду.
Повышение благосостояния россиян в предыдущие годы толкало розничные сети на расширение непродуктового ассортимента. Не случайно такую популярность приобрели гипермаркеты, где можно приобрести и продукты, и товары длительного пользования.
Нагрянувший кризис, возможно, заставит пересмотреть такую логику развития сетей. Все ритейлеры отмечают на рубеже 2008-2009 гг. явную тенденцию смещения спроса в сторону более дешевых и крайне необходимых товаров, прежде всего — продуктов питания. Да и в этом сегменте происходит переориентация покупателей на более дешевые и менее качественные продукты. Как результат, средняя цена чека уже упала на 15–20 %.
В этом нет ничего неожиданного: статистика зафиксировала в декабре 2008 года падение реальных располагаемых денежных доходов россиян, по сравнению с тем же месяцем года предыдущего, на 11,6 %. Предновогодний торговый бум, который прежде обеспечивал отрасли до половины общей прибыли за год, остался ныне без премий, «тринадцатых» зарплат и прочих выплат. И потому ноябрь-декабрь в большинстве сетей оказался периодом потерь, а не накопления средств, как это было год назад.
Достаточно взглянуть на показатели компании «Лента», в целом очень удачно отработавшей 2008 год. Если общий годовой объем продаж вырос на 54 %, достигнув 58,3 млрд руб., то по декабрю прирост составил только 23 % и был обеспечен в основном за счет расширения сети. В магазинах, работавших год назад, этот прирост добрался лишь до 10 %, тем самым оказавшись ниже уровня инфляции. У большинства других сетей показатели декабря столь же красноречиво продемонстрировали обеднение покупателей к концу года.
Понятно, что в этих условиях маятник спроса будет и дальше уходить в сторону самого необходимого для жизни. И в конкурентной борьбе за покупателя выиграет тот, кто окажется ближе к его дому или работе и предложит оптимальный ассортимент товаров по минимальным ценам.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Торговля
30.03.09Концептуальные устремления торговли
Название семинара, который недавно прошел в отеле «Москва», говорит само за себя: «Итоги 2008 года и концептуальные направления развития потребительского рынка Петербурга»
30.03.09Неблагонадежные сосиски и соки
По наблюдениям экспертов из обществ защиты прав потребителей, с наступлением кризиса резко увеличилось количество жалоб на некачественные продовольственные товары
30.03.09Ритейл запутался в сетях
При оптимизации кредитных портфелей во многих банках в последнее время стараются снизить долю ритейла
18.10.10Торговля в глобальной сети
Рынок Интернет-торговли оказался непоколебим. Финансовые бури не затронули его так серьезно, как другие сферы бизнеса. Наоборот, покупатели, пытаясь сэкономить, обращались в маленькие виртуальные магазины. Компании — продавцы готовы предложить завлекательные варианты. Массовое вовлечение в виртуальный торговый мир — это дело времени
18.10.10Приграничная активность
Администрация Псковской области: чтобы «заработать» на приграничном положении региона, нужно создавать условия для бизнеса
02.02.09Урок новогодних распродаж
По предварительным оценкам, объем продаж розничной торговли в Вологодской области в дни новогодних и рождественских каникул сократился к прошлому году на 13%
02.02.09Жизнь — не сахар
За новогодние каникулы заметно опустели полки псковских магазинов, в том числе сетевых
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru