Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Экономия выйдет боком - ЭиВ N 1 (734)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Инвестиции
Экономия выйдет боком
No. 1 (734) 26.01.2009
Александр Воеводин
В США и Китае в период кризиса решили строить дороги и объекты инфраструктуры. В России, наоборот, намерены, на этом сэкономить.
Финансовый кризис в России сильнее всего ударил по тем отраслям народного хозяйства, которые в последние годы развивались особенно интенсивно — модернизировали оборудование, внедряли современные технологии и инновации. Получается, что те, кто поверил в обещания государства обеспечить стабильность развития экономики на отдаленную перспективу, сами себя наказали. Кризис проще всего пережить, если «сесть» на подушку из накоплений и заморозить развитие.
Во время кризисов на Западе строили дороги. Так поступали, например, в Германии. В США во время депрессии была принята программа строительства дорог. И сейчас в списке антикризисных мер американского правительства — инфраструктурная перестройка. Аналогично в Китае активизируют реализацию программ строительства дорог и мостов, пространственного развития территорий. На эти цели в КНР намерены потратить дополнительно около $ 100 млрд в 2009–2010 гг.
Подобные проекты - локомотив, способные вытянуть за собой целый состав проблем. В РФ декларировали, что кризис не должен привести к сворачиванию программ развития автодорог. Однако уже появилось негласное распоряжение из Москвы: секвестровать расходы на инфраструктурные проекты в регионах на четверть, приостановить новое строительство и «скостить» цены в контрактах, заключенных до 1 января 2009‑го, на текущий год на 15 %. Если сложить все виды обрезаний, то может получиться, что в 2009‑м инфраструктурные проекты ужмутся примерно наполовину. Затем слухи о секвестре стали косвенно подтверждать в своих высказываниях официальные лица. В частности, вице-премьер РФ Дмитрий Козак на одном из заседаний Президиума Правительства РФ сообщил о сокращении в 2009 году объемов средств, выделяемых из Инвестфонда. И назвал примерно тот же уровень сокращения финансирования — почти вдвое: со 113 млрд руб., запланированных на 2009 год, до 64 млрд руб. Причем деньги дадут только под проекты, где строительство уже ведется, а реализацию оставшихся заморозят до лучших времен. В списке «неприкасаемых» всего 15 инфраструктурных федеральных проектов, хотя в 2008‑м финансировать из Инвестфонда предполагалось 21 федеральный проект.
Как пояснил Дмитрий Козак, правительство продолжит оказывать помощь проектам, по которым уже начато строительство, а инвесторы подтвердили согласованные объемы финансирования. В их числе — проекты, заручившиеся поддержкой Инвестфонда раньше других. На Северо-Западе это строительство Кольцевой автодороги вокруг Петербурга и Западный скоростной диаметр, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга и развитие транспортных подходов к нему.
В компании IFG считают, что намеченные сокращения просто пропорциональны снижению мировых цен на нефть.
Самое неприятное, что механизм секвестра выбран иезуитский: он скрывает от предпринимателей истинный размер планируемых сокращений бюджетных средств. Хуже всего, что в Госдуме РФ под шумок протащили поправку в ФЗ N 94 от 21.07.05, в ст. 65. п. 9.1. которой государство получает право «установить случаи», когда цена госконтрактов на 2009 год, подписанных в 2008‑м по строительству, реконструкции, капитальному ремонту может быть снижена. При этом порядок снижения цен определяет заказчик, а компенсаций потерь подрядчикам не предусмотрено.
Пикантность такой поправке придает то, что с 2007 года все крупные госконтракты — не краткосрочные, а рассчитанные на 2-3‑летний срок. Соответственно, под них подрядчики закупали в кредит и по лизингу необходимое оборудование, а некоторые — формировали еще и складские запасы. Те, кто поверил государству, сегодня оказались обделены: вместо прибылей по госконтрактам просматриваются убытки.
Дальнейшие последствия легко просчитываются. Инфраструктурные проекты приносят государству в дальнейшем гарантированное пополнение бюджета. Их секвестр влечет за собой потери налоговых поступлений в федеральный бюджет, которые станут ощутимыми уже весной. На уровне субъектов РФ картина получается пестрая — в зависимости от объемов сокращений региональных инфраструктурных программ. Можно ожидать вслед за этим миграцию ресурсов строительных и дорожно-строительных компаний.
Например, уже понятно: если в Петербурге решают сэкономить на инфраструктуре именно в тех объемах, которые планируют, то часть компаний уходит на «прокорм» в другие регионы и страны СНГ, где ощущают дефицит в квалифицированных подрядчиках. В правительстве Петербурга в таком случае могут недополучить от петербургских офисов налогов в тех объемах, на которые рассчитывали.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Инвестиции
14.12.09Инфляцию можно „обуздать“
В течение многих лет руководство России объявляет снижение инфляции одной из своих приоритетных задач. Однако до сих пор принимаемые меры не дают ощутимых результатов. Объясняется это тем, что инфляционные процессы в российской экономике имеют свою специфику
07.12.09…Индийский маршал в бой их поведет
Калининградские судостроители спустили на воду первый из серии боевых кораблей для ВМФ далекой страны.
07.12.09Кризис и инвестиции
Инвестиции в экономику Петербурга и Ленинградской области за январь–сентябрь 2009 года показали противоположную динамику. Если в городе они заметно сократились, то в области — существенно выросли.
26.01.09НОВОСТИ
26.01.09Бизнес-активы в 2009 году перераспределят
26.01.09Калининградскую ОЭЗ лишают резидентов
26.01.09Замороженные инвестиции
Своими прогнозами развития экономики поделился председатель Экспертного совета по проблемам финансового оздоровления и банкротства ТПП Ленинградской области, доктор экономических наук Александр Утевский:
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru