Финансовый кризис в России сильнее всего ударил по тем отраслям народного хозяйства, которые в последние годы развивались особенно интенсивно — модернизировали оборудование, внедряли современные технологии и инновации. Получается, что те, кто поверил в обещания государства обеспечить стабильность развития экономики на отдаленную перспективу, сами себя наказали. Кризис проще всего пережить, если «сесть» на подушку из накоплений и заморозить развитие.
Во время кризисов на Западе строили дороги. Так поступали, например, в Германии. В США во время депрессии была принята программа строительства дорог. И сейчас в списке антикризисных мер американского правительства — инфраструктурная перестройка. Аналогично в Китае активизируют реализацию программ строительства дорог и мостов, пространственного развития территорий. На эти цели в КНР намерены потратить дополнительно около $ 100 млрд в 2009–2010 гг.
Подобные проекты - локомотив, способные вытянуть за собой целый состав проблем. В РФ декларировали, что кризис не должен привести к сворачиванию программ развития автодорог. Однако уже появилось негласное распоряжение из Москвы: секвестровать расходы на инфраструктурные проекты в регионах на четверть, приостановить новое строительство и «скостить» цены в контрактах, заключенных до 1 января 2009‑го, на текущий год на 15 %. Если сложить все виды обрезаний, то может получиться, что в 2009‑м инфраструктурные проекты ужмутся примерно наполовину. Затем слухи о секвестре стали косвенно подтверждать в своих высказываниях официальные лица. В частности, вице-премьер РФ Дмитрий Козак на одном из заседаний Президиума Правительства РФ сообщил о сокращении в 2009 году объемов средств, выделяемых из Инвестфонда. И назвал примерно тот же уровень сокращения финансирования — почти вдвое: со 113 млрд руб., запланированных на 2009 год, до 64 млрд руб. Причем деньги дадут только под проекты, где строительство уже ведется, а реализацию оставшихся заморозят до лучших времен. В списке «неприкасаемых» всего 15 инфраструктурных федеральных проектов, хотя в 2008‑м финансировать из Инвестфонда предполагалось 21 федеральный проект.
Как пояснил Дмитрий Козак, правительство продолжит оказывать помощь проектам, по которым уже начато строительство, а инвесторы подтвердили согласованные объемы финансирования. В их числе — проекты, заручившиеся поддержкой Инвестфонда раньше других. На Северо-Западе это строительство Кольцевой автодороги вокруг Петербурга и Западный скоростной диаметр, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга и развитие транспортных подходов к нему.
В компании IFG считают, что намеченные сокращения просто пропорциональны снижению мировых цен на нефть.
Самое неприятное, что механизм секвестра выбран иезуитский: он скрывает от предпринимателей истинный размер планируемых сокращений бюджетных средств. Хуже всего, что в Госдуме РФ под шумок протащили поправку в ФЗ N 94 от 21.07.05, в ст. 65. п. 9.1. которой государство получает право «установить случаи», когда цена госконтрактов на 2009 год, подписанных в 2008‑м по строительству, реконструкции, капитальному ремонту может быть снижена. При этом порядок снижения цен определяет заказчик, а компенсаций потерь подрядчикам не предусмотрено.
Пикантность такой поправке придает то, что с 2007 года все крупные госконтракты — не краткосрочные, а рассчитанные на 2-3‑летний срок. Соответственно, под них подрядчики закупали в кредит и по лизингу необходимое оборудование, а некоторые — формировали еще и складские запасы. Те, кто поверил государству, сегодня оказались обделены: вместо прибылей по госконтрактам просматриваются убытки.
Дальнейшие последствия легко просчитываются. Инфраструктурные проекты приносят государству в дальнейшем гарантированное пополнение бюджета. Их секвестр влечет за собой потери налоговых поступлений в федеральный бюджет, которые станут ощутимыми уже весной. На уровне субъектов РФ картина получается пестрая — в зависимости от объемов сокращений региональных инфраструктурных программ. Можно ожидать вслед за этим миграцию ресурсов строительных и дорожно-строительных компаний.
Например, уже понятно: если в Петербурге решают сэкономить на инфраструктуре именно в тех объемах, которые планируют, то часть компаний уходит на «прокорм» в другие регионы и страны СНГ, где ощущают дефицит в квалифицированных подрядчиках. В правительстве Петербурга в таком случае могут недополучить от петербургских офисов налогов в тех объемах, на которые рассчитывали.
|