Девиз главного героя фильма «Айболит-66» призван напомнить, что именно кризис заставляет принимать те кардинальные решения, которые вы давно собирались осуществить, но откладывали по самым разным причинам.
Все консультанты предлагают пересмотреть численность и кадровый состав вашей компании. Это необходимо и правильно, но начинать надо, на наш взгляд, с более важных мероприятий. Они разнообразны, многие носят точечный характер и имеют строго индивидуальную направленность именно для вашего конкретного бизнеса.
Здесь же мы приведем те рекомендации, которые могут быть полезны широкому кругу предпринимателей.
1. Прежде всего, необходимо продумать целесообразность сохранения всех направлений вашего бизнеса с учетом их достижений.
2. Критически оценить свое участие в инвестиционных проектах.
3. Провести профессиональный анализ дебиторской задолженности по всем счетам, в том числе:
— определить динамику изменения объема дебиторской задолженности поквартально за 2–3 года;
— установить конкретных ответственных по каждой просроченной сумме;
— выяснить причины продолжающейся отгрузки в адрес неплательщиков (оргвыводы обязательны);
— направить в арбитражные суды иски по всем сомнительным и безнадежным долгам (независимо от размера суммы).
4. При требовании срочных платежей по кредиторской задолженности использовать возможности применения дисконта.
5. Проанализировать себестоимость продукции по видам с целью сокращения или прекращения выпуска убыточных изделий и определения резервов для минимизации расходов.
6. Пересмотреть стандартные отпускные цены как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения в зависимости от проведенных переговоров.
7. Рассмотреть возможность отпуска продукции в кредит под залог или поручительство и иные способы обеспечения.
8. Определить возможность изменения условий поставки сырья, комплектующих и т. п., прибегая к услугам альтернативных поставщиков, оговаривая оплату в кредит.
9. Отказаться от посредников и заключить прямые договоры.
10. Изменить логистику предприятия, работать с колес, не создавая запасов.
11. Ужесточить контроль за работой специалистов, отвечающих за закупки (введение комиссионных за снижение закупочных цен при усилении входного контроля качества).
12. С учетом предыдущих решений провести реинжиниринг всех бизнес-процессов.
13. После оптимизации кадрового состава экономию средств стоит направить на повышение оплаты труда в виде премий и персональных надбавок только за конкретные его результаты, но не сразу, а в качестве компенсации инфляции.
14. Необходимо увеличить (на год) процент комиссионных при уменьшении базовой оплаты в отделах маркетинга и продаж (выплачивать вознаграждение немедленно по факту поступления оплаты).
15. Активно использовать Интернет для рекламных целей.
16. Внимательно наблюдать за действиями ближайших конкурентов в вашем секторе бизнеса и делать своевременные выводы.
И еще несколько важных замечаний.
Все действия администрации нужно максимально быстро доводить до работников компании, не допуская слухов и сплетен.
Правительство планирует сократить число банков, а ваш банк должен работать еще 100 лет.
Очень важно сохранить имидж компании. Не следует отказываться от признаков, свидетельствующих прямо или косвенно о благополучии фирмы, в том числе не отказываться полностью от рекламы.
Именно сейчас необходимо немедленно начать или активно продолжать разработку новых, может быть — нетривиальных, направлений развития вашего бизнеса, выпуска новых изделий и услуг, выход в другие регионы, поиск новых партнеров и клиентов. Подумайте о возможности объединения.
Любая гроза или буря всегда кончается, и снова будет солнце!
Успехов и удачи Вам!
|