— Наталья Васильевна, правительство выбрало вариант плавной и управляемой девальвации рубля. На ваш взгляд, правильно ли это и как новая ситуация с рублем скажется на положении регионов, в частности Северо-Западного округа?
— Ситуация непроста. Для бизнеса установление равновесного курса было бы более предпочтительным. Деловой среде неприятна неопределенность, и она, кстати, дает дополнительную нагрузку на рубль: люди «уходят в доллар», не понимая, что будет с нашей собственной валютой.
Но резкая девальвация очень сильно ударит по населению. Особенно в Санкт-Петербурге и в развитых регионах округа, где высока доля импорта: импортное мясо, фрукты и овощи, потребительские товары. Что здесь выбрать: интересы бизнеса или населения? Вопрос очень сложный. Но, на мой взгляд, быстрое ослабление рубля было бы более правильным: так мы смогли бы скорее вывести отечественную экономику из «заторов и тромбов», которые сейчас в ней образовались.
— Можем ли мы рассчитывать на повторение сценария 1998 года, когда быстрая девальвация рубля способствовала подъему национальной экономики?
— У кризиса десятилетней давности был свой сценарий. Сейчас ситуация другая. Конечно, в нише импортозамещения при резкой девальвации появляются новые возможности. Для пищевой промышленности, например. Но экспортеры вряд ли почувствуют серьезное облегчение. Для металлургов Череповца, например, главная угроза — сжимающийся рынок потребления в Европе и Америке. Удешевление российской стали само по себе еще не выход, если на Западе вообще не готовы покупать никакую сталь — ни дорогую, ни дешевую.
Еще раз повторю: потолок ограничений сейчас — не по издержкам, а по спросу. Снижение издержек, конечно, необходимо, но само по себе оно не может в современных условиях стать фактором роста.
— Какие регионы окажутся сейчас в наиболее трудном положении?
Так называемые «монопрофильные» города с одним базовым предприятием. Среди них и более успешные города экспортных отраслей (металлургии, ТЭК), и более проблемные с импортозамещающим, чаще всего немодернизированным, машиностроением. В благополучные времена города экспортных отраслей, как «корова», давали молоко. Их экономика осталась недиверсифицированной, и не только городов, но и целых регионов.
Региональные власти стремились заполучить крупных иностранных инвесторов, это и статусно, и налоги платятся исправно. Крупных иностранных инвестиций на всех не хватит, а отечественные инвестиции в регионы шли плохо, за исключением самых лакомых — нефтегазодобывающих регионов и федеральных городов. И винить в этом нужно не только бизнес. Даже крупный отечественный инвестор воспринимался в большинстве регионов настороженно — для него была «цена входа», навешивались дополнительные обязательства по «социалке». А для мелких и средних предпринимателей условия выживания самые жесткие, расширить свой бизнес на другой город или регион труднее всего. Ставился шлагбаум: у нас тут все уже поделено!
Во власти есть много людей, которые сидят на административной ренте. И даже правильнее сказать — на административном предпринимательстве, в доле с бизнесом. Сколько еще раз нас должно ударить по голове, прежде чем мы поймем, что такая система — тупик? Мне кажется, что произойдет еще немало потрясений, прежде чем российские «правила игры» изменятся, а ведь только тогда экономика будет быстрее санироваться и станет жить по здравым законам. Страна реформируется очень медленно. И каждый кризис будет об этом напоминать. |