Растущая активность американцев в Арктике официально декларируется как согласованная с другими странами-членами НАТО. Но в действительности долгосрочная политика США и их союзников направлена, как считают многие аналитики, прежде всего на то, чтобы, во‑первых, всячески затруднить освоение арктических нефтегазовых ресурсов, не принадлежащих США или не контролируемых Америкой. А во‑вторых — сделать темпы снижения мировых цен на нефть и газ настолько высокими, чтобы оказалось нерентабельно осваивать нефтегазовые месторождения в Арктике до тех пор, пока не будут обеспечены правовые и экономические преимущества США в этом районе планеты.
Удешевление нефти и газа невыгодно России с Норвегией, обладающим наиболее крупными ресурсами углеводородов в Арктике. Есть риск ослабления экономико-политических позиций Норвегии в районе Шпицбергена. Это связано и с «расширенной» трактовкой в США, Канаде и большинстве стран-членов ЕС, включая Великобританию, международного Парижского договора 1920 года по Шпицбергену. А затем эта «линия» может распространиться и на российский архипелаг Земля Франца-Иосифа. США, Великобритания и Франция пытались отторгнуть его в пользу Норвегии еще в 1918–1921 гг., но норвежцы, как и Швеция с Данией, предпочли развивать торговлю и другое сотрудничество с Россией-СССР. И потому эти страны не участвовали в «западной» военной интервенции против России в 1918–1920 гг.
Кстати, упомянутая тенденция уже впрямую касается Дании, ибо автономная от нее Гренландия уже высказалась за максимальную автономию, что было поддержано США и Канадой — вроде бы союзниками Дании, но одновременно ее конкурентами в Арктике. Та же тенденция постепенно распространяется на приарктическую автономию Дании — Фарерские острова, и тоже по «нефтегазовым» и военно-стратегическим причинам.
В США и Евросоюзе полагают, что использование международных юридических структур для обсуждения «интернационализации» Северного Ледовитого океана сделает Норвегию, Россию и Канаду более «податливыми» в распределении контроля над арктическими ресурсами. В этой связи у ЕС есть также проект, согласно которому планируется придать обязательную юридическую силу рекомендациям Арктического совета и одновременно обеспечить свободу судоходства в Арктике, включая «интернационализацию» российского Северного морского пути (Скандинавия — Российская Арктика — Северная Америка).
У России и ее соседей по Арктике немало общих интересов в этом районе, причем они, в большинстве своем, совпадают с интересами Исландии, которую США, Канада и Великобритания «направляют» на удаление Дании из Арктики. Но при этом обусловленные географическими причинами исландские права в Северном Ледовитом океане США, Канада и Великобритания давно игнорируют.
Недавний пример успешного взаимодействия РФ и Норвегии — достигнутые 17 октября 2008 г. в Бергене договоренности по увеличению в 2009 г. совместного вылова трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях, а также по возобновлению (после 5‑летнего перерыва) промысла мойвы.
Согласованная рыбопромысловая политика в Арктике, направленная, в частности, на защиту от попыток ЕС «интернационализировать» и рыборесурсы в этом районе, развивается также в рамках сотрудничества Российской Федерации, Исландии, Норвегии, Фарер и Гренландии. Эти страны/территории не входят ни в ЕС, ни в евровалютную зону, но участвуют (вместе со Швейцарией и Лихтенштейном) в Европейской ассоциации свободной торговли. Выступающей, подчеркнем, за развитие свободной торговли с Россией и СНГ.
|