Предприниматели устали от того, что им мусолят причины кризиса, которые уже всем известны и набили оскомину. Однако бизнес хочет видеть ориентиры и механизмы навигации в будущем. И на этом естественном желании уже начинается очередная волна спекуляций. Пошатнувшая репутация владельцев технологий консалтинга и финансовой аналитики порождает для общественности некие статусные, весомые отчеты, способные заинтересовать партнеров и клиентов. Без прогнозов сложно сортировать и рейтинговать предприятия, когда они выстраиваются в очередь к «кормушке» за государственной поддержкой или на тендер к монополисту для заключения подрядов на работу. Чем больше власти регулируют в «ручном режиме» отечественную экономику, тем щедрее льются из рога изобилия разные прогнозы. Оптимистически и пессимистические. Но всех их объединяет одно: в кризисе практически никто не замечает закономерностей. И не объясняет парадоксов.
Основное отличие кризиса в том, что все рынки в этот период синхронизируются и ведут себя как один глобальный рынок. В результате выстраивается сложная цепочка взаимосвязей, которое предопределяет неравномерное развитие, взлеты и падения в котором циклически чередуются...
Причин можно назвать несколько. Во-первых, неуверенность предпринимателей в завтрашнем дне. На экономические процессы сильнее обычного влияет психология: инвесторы смотрят друг за другом. И принимают сходные решения. Потому что факторы роста у всех компаний разные, индивидуальные. А вот антикризисные решения — предельно стандартизированы.
И невольно весь «отряд» предпринимателей начинает идти «в ногу». Образуются взаимосвязи: например, курс доллара к евро растет — цена на золото растет — стоимость нефти снижается — крепнет рубль, но — до определенного рубежа.
Потому что государство вынуждено принимать меры по стабилизации финансового рынка, что в свою очередь порождает ответную реакцию в отечественной индустрии…
Во-вторых, колебания рынков образуются из-за набора сочетаний спроса в трех сегментах: экспортные контракты, госзаказы и внутреннее потребление. Если в период роста все они работают слажено, то в кризис эти циклы десинхронизированы.
В 2009–2010 гг. экспортные заказы стали основным источником спада в российской экономики. Точки роста появляются лишь там, где российские поставщики заполняют ниши ушедших с рынка игроков из других стран. А такие случаи — единичные.
Внутренний рынок ведет себя нестабильно и непредсказуемо: мало кто готов заключать долгосрочне контракты, большинство предпочитает работать «с колес», с минимальными складскими запасами. Неудивительно, что один из самых низких индексов новых заказов — в промышленности, а самые негативные настроения — в таких ее сегментах, как производство машин, транспортных средств и оборудования. |