Закон разрешает собственнику сдавать квартиру под временное жилье. Кроме того, ее хозяин, по большому счету, может производить перепланировку и ремонт по своему усмотрению (если это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозы их здоровью). К тому же мини-отель — нередко семейный бизнес, в который вовлечены все, от мала до велика. Чем не свое дело?
Питерский акцент
Мини-отели в России представлены практически только в северной столице. Их «фишка» (а вместе с ней — и главный источник проблем) состоит в том, что такого рода малое предприятие, как правило — «квартира в жилом доме, используемая как коллективное средство размещения». Нередко это проекты с «изюминкой» и особым домашним уютом, расположенные в центре города и предлагающие вполне достойные условия проживания. Питерский мини-отель уровня 4* «Александр Хаус», к примеру, является членом международной ассоциации Small Luxury Hotels of the World (таких отелей в России только 2). В связи с ростом конкуренции мини-отели объединяются и в сети (такие как Nevsky Hotels Group, Valka Hotels Group, B&B Rinaldi и т. д.).
Алексей Гулевский, проект-менеджер компании GVA Sawyer в Петербурге, полагает, что «основная доля мини-отелей обладает номерным фондом в 6–30 номеров, а около 50 % располагают 11–20 номерами». По его мнению, петебургские мини-отели ориентированы в большей степени на бизнес-туристов: их доля среди посетителей может достигать 50 %.
— Главное отличие мини-отелей состоит в том, что все действия с ним должны производиться в рамках жилищного законодательства, — считает эксперт Сергей Федоров. — Ведь частник-хозяин квартиры, которая фактически превращена в гостиницу, волен распоряжаться ею по своему усмотрению. А поскольку четкой законодательно-нормативной базы, регулирующей работу мини-отеля, до сих пор нет, на этой почве возникает масса конфликтов и проблем.
Не случайно часть подобных гостиниц (около 10–15 %) пока предпочитает действовать неофициально: так проще и выгоднее. Но не городу. И поэтому в Петербурге идет интенсивная работа по созданию базы нормативных актов, позволяющих решить большую часть проблем мини-отелей и, соответственно, легализовать работу оставшейся «подводной» части этого «айсберга».
Дело движется
Инициатором законотворческой деятельности в секторе малых отелей выступило Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии (РСТ). В Петербурге создана и рабочая группа по малым отелям (при Комитете по инвестициям и стратегическим проектам администрации города).
По оценке экспертов, разработка трех основополагающих документов («Положение о малых средствах размещения в Санкт-Петербурге», «Правила предоставления гостиничных услуг малыми отелями в Санкт-Петербурге» и ГОСТ «Малые средства размещения») идет полным ходом. РСТ разработал и внес в правительство РФ предложения по стимулированию развития малого гостиничного бизнеса. Они были подготовлены на базе предложений экспертов из Петербурга. Однако конкретных результатов пока нет…
За и против
Директор Санкт-Петербургского филиала Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин полагает, что у такого формата собственного дела, как мини-отель, есть благоприятные перспективы. Но и трудностей, не считая законодательных, хватает.
— У них меньше задействованы кредитные ресурсы и им проще регулировать цены, ориентируясь на рынок, — констатирует он. — К тому же большинство владельцев мини-отелей имеют помещения в собственности, и поэтому могут их продать или перепрофилировать на другой вид деятельности.
Как отмечают разные эксперты, такого рода объекты нередко больше ориентированы на деловых туристов, поток которых ослаб из‑за общего спада экономической активности. Кроме того, растет и конкуренция со стороны крупных международных гостиничных сетей, способных предоставлять более полный спектр сервисных услуг. Но у мини есть и козыри. Как правило, они расположены в центре города, гарантируют безопасность и «домашний» уют, которого нет в больших гостиницах.
Алексей Мусакин уверен, что организация мини-отеля — дело и сейчас выгодное. Но уточняет. «Для того чтобы такой объект достаточно быстро окупился, нужно тщательно просчитать его перспективы, правильно вывести и грамотно продвигать на рынке, оптимизировать затраты. Сделать это непросто, но можно», — считает он. |