Статистика неумолима: в США, одном из лидеров свободного труда, вне рамок офиса уже работают не менее 10 млн человек (т. е. примерно 6–7 % всего трудоспособного населения). Признаваемый одним лучших работодателей мира Google, к примеру, умело сочетает 3–4 трудовых дня в офисе с 1–2 по месту жительства сотрудника. И все довольны…
Помог кризис
Исследования рынка труда показывают, что мировой экономический спад (в том числе и в России) сформировал новое поколение индивидуальных предпринимателей.
По данным Kelly Services, почти треть опрошенных уже характеризует себя как индивидуальных предпринимателей или фрилансеров. Да и среди остальных, еще работающих по прежним стандартам сотрудников, более половины выразили желание стать таковыми в будущем.
Наибольшую тягу к независимости демонстрируют как раз те специалисты, которые должны стать основой будущей экономики. Если среди бэби-бумеров (то есть тех, кому сейчас уже более 48 лет) стремление трудиться самостоятельно демонстрируют 29 % респондентов, среди представителей поколения Х (30–47 лет) — 27 %, то 34 % сотрудников поколения Y (до 29 лет) уже работают независимо.
Тенденция очевидна: самые молодые работники все чаще предпочитают независимость офисному «плену». И это явный повод задуматься о том, как удерживать и привлекать на предприятия талантливую и перспективную молодежь. Старые факторы мотивации перестают действовать, и нужно придумывать другие.
За и против
Хорошо известно: фриланс и удаленная работа возможны не во всех отраслях экономики. К тому же они имеют и оборотную, негативную сторону. Но сначала о преимуществах, которые видят в нем специалисты.
Свобода. Это и есть главный плюс. Возможность распоряжаться временем. У «надомника» есть возможность выбирать для себя график работы, ее интенсивность и т. д. Разнообразие работ. Фрилансер, к примеру, сам выбирает проекты. Выгода. По данным некоторых источников, «свободные художники», в среднем, зарабатывают на 30 % больше чем сотрудники в штате компаний: у них гораздо меньше накладных расходов.
А теперь о минусах фриланса. Их немало. Это и необходимость постоянно искать работу, и нестабильность, и отсутствие социального пакета. Кроме того, фрилансеры нередко не могут официально подтвердить свой опыт работы, так как у них может не быть соответствующей записи в трудовой книжке. А еще ненормированный график работы, трата времени на неспециализированную деятельность (переговоры, бухгалтерия, поиск заказчиков, телефонные звонки) и риск неполучения гонорара. Ведь «кинуть» фрилансера гораздо проще, чем любую компанию. Ему приходится много и постоянно планировать, правильно распределяя время. Не говоря уже про то, что стать фрилансером может далеко не каждый.
Кому показан фриланс
Только те специалисты, которые имеют большой опыт, связи для получения постоянных заказов и высокую деловую репутацию, могут достаточно легко перешагнуть из офиса в свой домашний рабочий кабинет.
Как показывают опросы, почти половина респондентов из поколения X и бэби-бумеров (по 49%) считают, что объема их знаний и навыков уже достаточно для ведения самостоятельной деятельности. А вот поколение Y уверено в этом меньше (31%).
Вместе с тем только 17 % полагают, что на их знания и опыт сохранится высокий спрос. Амбиции в этом вопросе обратно пропорциональны возможностям, и если готовность к самостоятельному профессиональному плаванию выказывают 46 % поколения Y, то среди поколение X таких уже лишь 29 %, а среди бэби-бумеров — 19 %.
Частному предпринимательству способствует перевод на аутсорсинг непрофильных бизнес-функций, проводимый организациями с целью снижения издержек. И в этой связи наибольшая концентрация «надомников» ожидается в таких отраслях, как образование, слуги для бизнеса и коммунальное обслуживание.
МНЕНИЯ
Екатерина Горохова
генеральный директор Kelly Services CIS
— Многие из тех, кто потерял работу в результате кризиса, нашли себя в качестве независимых подрядчиков и внештатных сотрудников. Сегодня люди с большей ответственностью занимаются собственной карьерой, рассматривая самостоятельную занятость в качестве одного из способов достижения личного и профессионального успеха. Результаты нашего исследования указывают на увеличение количества людей, которые либо занимаются, либо планируют заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. Это тревожный звонок для работодателей, делающих ставку на молодежь: для удержания и привлечения молодых талантов в будущем потребуется совершенно новая мотивационная схема, основанная на личной свободе и возможностях антрепренерской деятельности.
Светлана Катаева
управляющий директор,
партнер AVRIO Group Consulting
— Неправильно было бы утверждать, что фрилансеров породил кризис. Причины этого явления значительно глубже. Еще в 2007–2008 гг. рынок труда столкнулся с целой плеядой дауншифтеров и фрилансеров, которые предпочитали работу по интересам, пусть с меньшим заработком, но с отсутствием офисных порядков. Это явление не носило массовый характер, но многие компании столкнулись с похожими ситуациями. Однако специалисты столкнулись и с невостребованностью своих знаний и навыков, были вынуждены работать самостоятельно. Кризис значительно увеличил количество фрилансеров но, к сожалению, ухудшил качество их услуг. Однако сейчас, на мой взгляд, наметилась позитивная тенденция перерастания количества в качество.
Александр Пронин
преподаватель кафедры социологии
ГУ-ВШЭ в Петербурге
— Сейчас все больше и больше людей получают возможность выбора сферы деятельности, команды партнеров, рабочего графика и расположения рабочего места. Этот выбор совершался нами и ранее, но еще никогда он не был настолько доступен и прост. Рынки, которым не свойственен массовый характер выпуска товаров или услуг, и где основными ресурсами производства являются ум, таланты и навыки в большей степени привлекательны для работы в стиле freelance. Работа «в одиночку» на подобных рынках не обременена столь высокими издержками, в силу которых ранее людям приходилось сплачиваться и организовывать фирмы. Исчезнет ли фирма как тип игрока на рынке? Нет, но постепенно будет меняется ее формат: от иерархии и дисциплины к сетям знакомств и свободному графику…
Светлана Мишина
руководитель группы консультантов,
АНКОР в Петербурге
— Наиболее активно в настоящее время услуги по удаленной работе предлагают специалисты сферы ИТ. В основном — web-программисты, дизайнеры, верстальщики. Также успешно работают таким образом переводчики, копирайтеры и маркетологи. Традиционно фриланс популярен в среде адвокатов и финансовых консультантов, людей творческих профессий (дизайнеров, фотографов, художников, журналистов и людей из шоу-бизнеса). Безусловно, на увеличение числа фрилансеров повлиял и экономический кризис. Но подросла и молодежь, которая более уверена в своих силах и в большей степени обладает чертами индивидуализма. К тому же расценки на работу фрилансеров могут быть в разы ниже. Обращаясь к помощи фрилансера, заказчики, как правило, хотят заметно сэкономить, располагают позитивным отзывом о качестве работы конкретного специалиста и обычно ориентированы на быстрое получение заведомо качественных продукта или услуги.