В начале июня губернатор Андрей Турчак поручил провести в 45-дневный срок общественные слушания по новой системе оплаты труда работников областных и муниципальных учреждений, получающих зарплату из соответствующих бюджетов.
Подобная зарплатная реформа осуществляется уже более чем в половине регионов России. В Псковской области до конца года должен быть принят местный закон «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы».
Труд один, зарплата разная
В основу реформирования бюджетных зарплат положена, в общем-то, благая затея: устранить явную несправедливость, когда работники одной и той же категории в смежных отраслях имеют разные базовые оклады и, естественно, существенно различную зарплату. Попутно предлагается оптимизировать выплаты стимулирующего и компенсационного характера, от которых, собственно, и зависит общий размер зарплаты.
— Например, нянечки в больнице, школе, интернате имеют абсолютно разные оклады и, соответственно, зарплату. Новый закон не только выровняет ее, но и увеличит для подавляющего большинства бюджетников региона, — уверена секретарь регионального отделения «Единой России» Елена Бибикова.
Правда, при этом так и не удалось устранить извечный российский синдром: чтобы дать одним, нужно отобрать у других. Как признала Елена Бибикова, закон «усовершенствует» зарплату в области так, что из более 60 тыс. бюджетников 2,5–3 тыс. человек потеряют в заработке.
МРОТ, да не тот
Вокруг предстоящей реформы сломано уже немало копий. Особое неприятие чиновников вызывает требование профсоюзов установить базовые оклады не ниже минимального размера оплаты труда (сейчас МРОТ составляет 4330 рублей).
Встретившись полгода назад с руководителями облсовпрофа, Андрей Турчак заявил, что сделать базовый оклад не ниже МРОТ не получится, да и вообще, мол, главное, чтобы зарплата была на достойном уровне, а из чего она складывается — это вопрос второстепенный.
Для хорошо оплачиваемых чиновников, может быть, и второстепенный, но для воспитательницы детсада или санитарки, у которых зарплата «пляшет» от базовых 1,5–2 тыс. рублей, это вопрос выживания. Ведь чем меньше базовый оклад, тем ниже зарплата.
Поэтому профсоюзы продолжали настаивать на своем. Более того, им удалось заручиться поддержкой Верховного суда РФ. 10 марта 2010 года он разъяснил: тарифные ставки и оклады — это именно ставки и оклады, но никак не зарплата. И эти ставки и оклады не могут быть меньше МРОТ.
Суд властям не указ
После разъяснения ВС РФ органы федеральной и региональной власти изменили тактику. Там, наконец, признали, что на такой рост зарплат в бюджетах попросту нет денег. Власти стали сговорчивей. Как, например, в той же Псковской области, где проф-союзы вынудили администрацию пойти на публичные слушания. И это понятно: впереди выборы в Госдуму и областное Собрание, и, если напортачить с зарплатой, партия власти может лишиться поддержки значительной части электората. Ведь на той же Псковщине реформа затронет интересы более 60 тыс. из 221 тыс. работающих.
Впрочем, власти по-прежнему утверждают, что установить всем бюджетникам базовые оклады не ниже МРОТ невозможно. Но возможен некий компромисс. В результате появилась новая формула: «размер базового должностного оклада устанавливается ежегодно в размере МРОТ, скорректированного на коэффициент доли собственных доходов области в консолидированном бюджете». Проще говоря, в размере 60–62 % от «минималки» (именно такова сейчас доля собственных доходов в бюджете Псковской области).
Власти уже давят на общественное мнение убойным аргументом: даже на такие надкусанные оклады потребуется дополнительно минимум 750 млн рублей. Где их взять дотационному региону?
Между тем, ФНПР настаивает, чтобы региональные профсоюзы при назначении базовых окладов ниже МРОТ инициировали подачу бюджетниками исков в суды о взыскании недоначисленной заработной платы. |