Старший Туполев — Андрей Николаевич — еще в царской России начал пробовать свои силы в первом созданном в стране авиационном расчетном бюро. Затем вместе с Николаем Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института.
Именно в год рождения сына Андрей Туполев создал свой первый цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который признали одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была высажена экспедиция на Северном полюсе.
Но 37-й год стал для Андрея Туполева не праздником, а испытанием на прочность. По ложному доносу он был обвинен в передаче сведений о советской авиационной технике зарубежным агентам, вредительстве и репрессирован. Жизнь авиаконструктору сохранили, но до начала Великой Отечественной войны он оказался заперт в одной из многочисленных сталинских «шарашек», где продолжал работать над созданием техники. Парадокс истории в том, что впоследствии Туполев-старший за свои разработки четырежды (1943, 1948, 1949, 1952 гг.) становился лауреатом Сталинской, самой престижной тогда в СССР премии. А Алексей вместе с отцом начал работать сразу после школы в 1942 году в конструкторском бюро в Москве, где выдающийся конструктор томился четыре года в «шарашке». Естественно, КБ стало называться «Туполевским». Именно в этом КБ был создан и первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104.
Алексей начинал набираться опыта на военных проектах отца, совмещая работу с учебой в институте. А к самостоятельной конструкторской деятельности приступил в 1957 году и имел прямое отношение к разработке всего семейства реактивных «тушек», как пассажирских, так и для стратегической авиации. Именно под руководством Алексея Туполева был реализован проект первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера ТУ-144, вышедшего на постоянную эксплуатацию и в кратчайшие сроки доставлявшего сотни людей из Москвы в столицы среднеазиатских республик. Но дальнейшее внедрение этой техники требовало революции во всей сфере гражданской авиации СССР, чему противились кремлевские чиновники.
Более долгая судьба оказалась у двух других известных разработок Алексея Туполева — проектов ТУ-134 и ТУ-154, а также самолета, вошедшего уже в XXI век — ТУ-204.
Практически все разработки гражданских лайнеров сопровождались реализацией заказов стратегической авиации страны. Скоростной дальний бомбардировщик ТУ-160, межконтинентальный стратегический самолет ракетоносец Ту-95МС, дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 — лишь небольшая часть парка уникальных военных машин, разработанных под руководством Алексея Туполева. Его также признают отцом современных беспилотных самолетов-разведчиков.
Пожалуй, самая знаменитая работа Алексея Туполева — одноступенчатый многоразовый воздушно-космический самолет «Буран». Наша страна продемонстрировала миру этим проектом, что технологически готова поспорить с американской программой многоразовых кораблей, однако в серию «Буран» запущен не был.
Алексей Туполев умер девять лет назад, в мае, как и родился. Многие его задумки пока не воплощены в жизнь, в том числе и в силу безалаберного отношения новой российской власти к прошлой авиационной славе страны. Поэтому в небе над Москвой в 65-ю годовщину Победы пролетели в основном самолеты, созданные еще в советские времена такими талантливыми людьми как Туполев-младший.
А.А. Туполев,
1993 год