Андрей Фурсенко
министр образования и науки РФ
— Технический бакалавриат по престижности соответствует университетскому образованию. И ряд университетов уже сегодня предлагает часть своих факультетов реорганизовать под необходимость подготовки таких специалистов. Ведь не менее важно готовить людей, которые могли бы квалифицированно использовать знания и умения для претворения в жизнь идей, предложенных другими. Я вовсе не предлагаю превратить людей, которые тянутся к знаниям, в слепых исполнителей: стране нужны специалисты, которые могли бы квалифицированно делать дело. Этот вопрос сегодня постоянно ставится работодателями. Они требуют вернуться к такой системе, когда человек, значительную часть времени проведя на производстве, шел бы учиться дальше. И при техническом бакалавриате это вполне возможно.
Евгений Иванов
директор ГОУ «Петровский колледж»
— Одна из причин упадка в системе СПО — отказ от практики подшефных техникумов и училищ. В середине и конце 1990-х подавляющая часть предприятий была вынуждена отказаться от такой формы сотрудничества, и учебные заведения остались наедине со своими проблемами. И до сих пор сотрудничество налаживается плохо. Во многом это происходит потому, что законодательная база, описывающая взаимоотношения предприятий и учебных заведений, очень слабая. Даже те компании, которые готовы рублем или оборудованием принимать участие в подготовке нужных им специалистов, сделать это полностью в соответствии с буквой закона не могут. Что касается технического бакалавриата — не важно, как станет называться такой тип обучения: главное, чтобы оно было качественным.
Роман Пахалюк
исполнительный директор
ОО «Совет директоров
ССУЗ Санкт-Петербурга»
— Несмотря на все усилия, конкурс в ссузы по наиболее востребованным рынком труда профессиям технического характера остается невысоким и даже падает: учиться на них сложнее и, как результат, больше отсев (10–15 %). К тому же из-за трудностей с материально-технической базой ссузам проще и выгоднее учить экономистов и гуманитариев. Есть и проблема заработной платы преподавательского состава в ссузах федерального подчинения. Несмотря на то, что 70 % специалистов остродефицитных профессий готовят как раз там, преподаватели в этих учебных заведениях получат зарплату в 1,5 раза меньше, чем в колледжах местного подчинения. Вполне возможно, что введение технического бакалавриата сможет улучшить отношение к системе ссузов в целом.
Александр Попов
директор по экономике Союза промышленников и предпринимателей СПб
— В структуре российской экономики все поставлено с ног на голову. Ведь в США на одного инженера приходится 5–6 техников, имеющих профессиональную подготовку среднего квалификационного уровня. У нас наоборот: в вузах студентов учится по крайней мере вчетверо больше, чем в ссузах. Не случайно реальная экономика страны готова платить питомцам ссузов даже больше, чем окончившим высшие учебные заведения. Да и качество подготовки техников у нас высокое, поскольку учеба практикоориентированная, предполагающая еще во время учебы получение опыта, достаточного для самостоятельной работы. Поэтому производство очень заинтересовано в сотрудничестве со ссузами, хотя в этом отношении есть и немало трудностей. И появление технического бакалавриата вполне оправдано. |