Работодатели недовольны не столько спектром выпускаемых ссузами специалистов, сколько качеством их подготовки. Они просят «здесь и сейчас» дать им спецов международного класса, в то время как учебные заведения, не имея четких прогнозов спроса, выдают на гора тех, кто требовался 3–4 года назад. Ведь на учебу нужно время, а знания устаревают так быстро, что порой сама образовательная система оказывается в роли догоняющей…
Помогают материально
Многие технические ссузы до сих пор испытывают трудности в оснащении материально-технической базы. Однако уже в ближайшие годы ситуация может измениться.
Если раньше финансирование в рамках нацпроекта «Образование» традиционно концентрировалось на вузах и школах, то сейчас средства стали перечислять и на возрождение системы среднего профессионального образования. Российские ссузы получили 6,2 млрд рублей, а в Петербурге только в 2008 году им было выделено 3,3 млрд рублей. При этом бюджет города потратил 1,57 млрд рублей (48 %), из федерального центра поступило 800 млн (24 %), а из внебюджетных источников — 929 млн рублей (28 %).
В «Автотранспортном и электромеханическом колледже», к примеру, реализована программа «Электронный колледж», которая позволяет в электронном виде через сеть Wi-Fi выполнять целый ряд задач.
«Мнение о том, что заведения среднего профессионального образования являются чем-то отсталым, скоро станет устаревшим, — говорит председатель Совета директоров ссузов Петербурга Виктор Смирнов. — Потому что сегодня многие из них готовят специалистов самого высокого уровня».
Техник или бакалавр
Еще одна общая головная боль — демографическая яма и обострение конкуренции за абитуриента между образовательными учреждениями.
СПО конкурировать с вузами сложно: 85 % родителей спят и видят свое чадо в институте. С общественным мнением спорить — почти как бороться с ветряными мельницами. Но можно. Потому что любой, кто знает систему СПО изнутри, скажет: студенты в ней более рациональны, быстрее взрослеют, учатся прилежнее и к жизни адаптируются раньше вузовских коллег.
Однако в последнее время, когда вузы освоили «производство» бакалавров, ситуация стала запутанной. Идти в техникум или в вуз? Стать бакалавром или техником? А ведь есть еще и такое понятие, как «прикладной» (или технический) бакалавриат…
На новый уровень
Почему работодатели столь настойчиво требуют от системы образования качества и уровня? Потому что изменился сам характер труда: экономике нужны уже не те, кто способен «копать или не копать», а люди, готовые управлять сложным (и весьма дорогим) оборудованием.
— В самом характере работы специалистов произошли серьезные изменения. Есть промышленные предприятия, на которых весь персонал состоит из 10–20 человек, и не случайно там нередко требуются операторы линий с высшим образованием. — считает Николай Шалаев, руководитель макрорегиона «Северо-Запад» рекрутинговой компании АНКОР. — Если речь идет о конкуренции, ссузы обязательно должны демонстрировать преимущества и обеспечивать современный уровень подготовки специалистов.
Директора лучших петербургских колледжей уверены: будущее за крупными многоуровневыми учебными заведениями с широким спектром специальностей подготовки. Почему? Такие комплексы легче финансировать. Они скорее приспосабливаются к запросам рынка труда. В них удобнее создавать современную материально-техническую базу. Им проще договариваться о сотрудничестве с заказчиками кадров. В конечном итоге, они способны готовить более качественный персонал, а их содержание обходится дешевле, чем нескольких мелких.
Это не означает, что надо «слить» все профильные техникумы в одно целое или везде насадить технический бакалавриат: в любом деле нужна мера и понимание целей. Но там, где это возможно и выгодно, вполне вероятно.
В Финляндии
на подготовку одного специалиста
среднего уровня квалификации
тратят 8–9 тыс. евро,
в России — меньше тысячи руб.