Волго-Балт — одна из важнейших водных магистралей Северо-Запада России. Ее протяженность — 862 км, из которых около 400 км проходят по территории Вологодской области. По словам Юрия Плеханова, председателя областного комитета по туризму, на Волго-Балтийском пути в Вологодской области существует около 20 теплоходных стоянок, используется четыре причала для стоянки теплоходов, следующих маршрутом Москва — Петербург. В 2009 году обслужено более 900 туристских теплоходов.
Из четырех туристских «зеленых» стоянок для приема круизных судов самая благоприятная обстановка в селе Горицы Кирилловского района. И это не случайно: в 2005-м здесь проведены работы по обустройству нового судового хода на сумму около 50 млн рублей, что обеспечило безопасный заход туристских судов к причалам.
— В настоящее время началась реализация нового туристского проекта «Дестинация «Белоозеро», который охватывает Кирилловский, Белозерский и Вашкинский районы. — говорит Юрий Плеханов.
Однако проблемой является то, что туристы останавливаются только в Кирилловском районе и не могут сделать остановку в Белозерске и поселке Липин Бор: нужно строить новый причал, так как существующий не может принимать суда высокого класса.
В целом главными проблемами использования Волго-Балтийского водного тракта в туристских целях является его низкая пропускная способность, большое количество участков с односторонним движением, необходимость технического переоборудования шлюзов и причальных стенок. Основная часть работ будет выполнена до 2015 года. В 2010 году на эти цели планируется выделить 1,2 млрд рублей.
Что касается Северо-Двинской системы, то она соединяет северные бассейны рек с единой глубоководной системой европейской части России. Она построена в 1828 году, общая протяженность — 127 километров.
К сожалению, Северо-Двинская водная система тоже имеет немало «тормозов» для развития круизного туризма. К таковым относится необходимость капитального ремонта, ограниченность прохождения судов различного уровня, а также низкий уровень воды и невозможность судоходства на некоторых участках. На ремонт плотин до 2014 года планируется выделить 1,6 млрд рублей. Проведены изыскательские работы, создается рабочий проект. Но будет проведен лишь капремонт, поэтому и после него по системе смогут проходить суда с небольшой осадкой и шириной не более 12,4 метра. |