Первый изменяется мало, а вторая продолжает расти. В результате, с учетом влияния кризиса, в 2009 году рынок речных круизов в Петербурге «просел» на 15–20 %.
В настоящее время в России находятся в эксплуатации свыше 100 речных пассажирских теплоходов, и все они в возрасте больше 20 лет. Из построенных на верфях Австрии, Чехословакии или Германии наиболее комфортабельны четырехпалубные суда 302-го («Русь» и т. д.) и 301-го проектов («Санкт-Петербург» и т. п.), а также четырехпалубники проекта 92‑016 («Валериан Куйбышев» и пр.), способные вмещать около 300 пассажиров. В классе трехпалубных судов продолжают лидировать австрийские «Илья Репин» (проект Q-040) и «Сергей Есенин» (проект Q-065): их пассажир может рассчитывать хотя бы на санитарный блок в каюте. Еще более старые немецкие суда 588-го проекта («Попов» и т. п.) берут на борт до 200 пассажиров, но здесь «удобства» (за исключением люксов и полулюксов), находятся «на этаже». Кроме названных, по рекам и каналам страны до сих пор ходят и двухпалубники 305-го проекта («Свешников» и т. д.), вмещающие более 130 человек, и даже «Н. Гоголь» 1911 года постройки… Теплоходы одного проекта могут значительно отличаться по степени комфортности, но стремление судовладельцев к их реконструкции и улучшению условий размещения пассажиров ограничено объективными причинами.
Что касается маршрутов, то в общей сложности на рынке предлагают свыше 1800 речных круизов (при этом около 400 — с отправлением из Петербурга). Один из самых востребованных — путешествие между столицами, занимающее до 15 дней (на направлении в навигацию ходят более 50 судов). В Питере наибольшей популярностью пользуются круизы на Валаам (от 1) и Кижи (от 3 дней). Продолжительные маршруты по Волге (от 16 дней) востребованы меньше: в течение сезона выполняют всего несколько рейсов. Предлагают и круизы средней продолжительности, начиная от 5-дневных по Неве, Свири, Ладоге и Онеге, и заканчивая 11-дневными на Соловки.
Стоимость туров на маршруте СПб-Валаам-СПб (1 день, 2 ночи) на теплоходе 301-го проекта стоит от 5 тыс. рублей, а путешествие на теплоходе «Санкт-Петербург» по маршруту СПб-Валаам-Кижи-Мандроги-СПб обойдется в этом сезоне в сумму от 8,6 тыс. рублей. Круиз в Москву «тянет» на 10 тыс. рублей, но она легко может достигать и 30-40 тыс. Примерно таким же по стоимости будет и длительное путешествие по Волге. |